Урок 20. Тема свободы в лирике Пушкина
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Рассмотреть воплощение темы свободы в лирике А. С. Пушкина
Задачи урока
- Читать и анализировать стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд», «Анчар». Делать выводы о художественных принципах поэта, связи его жизненной позиции с темами и художественными особенностями произведений
Виды деятельности
-
Выразительное чтение стихотворений, прослушивание аудиоматериалов, работа с текстом, лекция, фронтальная беседа, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Лирический герой, лирический сюжет, послание, романтизм, байронизм, метафора, эпитет, антитеза, элегическая лирика, гражданская лирика
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания | Фронтальная беседа по вопросам домашнего задания. Несколько учащихся зачитывают развернутые ответы на каждый вопрос. |
2 | 2. Этап усвоения нового материала | Лекция учителя об истории отношений А. С. Пушкина и П. Я. Чаадаева (учебник, ч. 1, стр. 208) Прослушивание аудиозаписи стихотворения «К Чаадаеву» (b073971), после этого – выразительное комментированное чтение стихотворения учащимся, ответы на вопросы рубрик «Решаем читательские задачи» и «Обсудим вместе»: – Перечитайте первые строки стихотворения. Как вы думаете, о каких мечтах и надеждах говорит герой? Почему их исчезновение не вызывает тоски и скорби? – Что вы можете сказать о П. Я. Чаадаеве, можно ли найти его образ в стихотворении А. С. Пушкина? – Почему, по-вашему, А.С. Пушкин использует в стихотворении местоимение «мы»? От лица кого он говорит и к кому, по-вашему, обращено стихотворение, названное «К Чаадаеву»? |
3 | 3. Этап усвоения нового материала | Лекция учителя об истории создания стихотворения «К морю» (учебник, ч. 1, стр. 209) Прослушивание аудиозаписи стихотворения «К морю» (b073955), после этого – выразительное чтение фрагментов. Работа с репродукциями. Рассмотрите репродукции картин И. К. Айвазовского «Прощание Пушкина с Чёрным морем» и «Пушкин на берегу Чёрного моря» (20_3_1.docx). Какая из них, по-вашему, больше соответствует настроению, создаваемому стихотворением «К морю»? Почему? |
4 | 4. Этап усвоения нового материала | Лекция учителя об истории создания стихотворения «Во глубине сибирских руд» (учебник, ч. 1, стр. 210) Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Во глубине сибирских руд» 20_4_1.docx, после этого – выразительное чтение стихотворения учащимися. Обсуждение стихотворения по вопросам рубрик «Решаем читательские задачи» и «Обсудим вместе» и интерактивным заданиям объекта 20_4.docx. – С каким призывом обращается поэт к друзьям в стихотворении «Во глубине сибирских руд…»? О каком «скорбном труде», по-вашему, идёт речь? – Какие конкретно-бытовые детали жизни узников появляются в стихотворении? Сравните картину заключения в данном стихотворении и стихотворении «Узник». – Какие ценности, по мнению лирического героя, сопоставимы со свободой и почему? |
5 | 5. Этап усвоения нового материала | Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Анчар» (b074529), выразительное чтение стихотворения. Вопрос по тексту: – Попытайтесь объяснить смысл стихотворения «Анчар». Как вы думаете, почему оно включено в раздел «Тема свободы», хотя слово «свобода» в стихотворении не упоминается? |
6 | 6. Этап закрепления и первичной проверки | Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Анчар» (b074529), выразительное чтение стихотворения. Вопрос по тексту: 1. – Попытайтесь объяснить смысл стихотворения «Анчар». Как вы думаете, почему оно включено в раздел «Тема свободы», хотя слово «свобода» в стихотворении не упоминается? 20_6.docx Методический комментарий: Работа с текстами произведений. Фронтальная беседа и анализ стихотворений по вопросам рубрик «Решаем читательские задачи» и «Обсудим вместе» и интерактивным заданиям объекта 20_6.docx. – 20_6_1.docx – Какое из стихотворений, посвящённых свободе, можно назвать сюжетным? (20_6_2.docx) Почему? Вспомните, что такое лирический сюжет, и покажите, как он развивается в остальных стихотворениях. – Каким представляется вам лирический герой каждого стихотворения? Какие изменения происходят в его внутреннем мире и понимании свободы? – В первой трети XIX века лирическая поэзия, по единодушному утверждению литературоведов, решала две задачи: выражала новые гражданские идеи и раскрывала душевную жизнь человека. Таким образом, наметились и чётко разделялись две основные линии: гражданская и элегическая. (20_6_3) Вспомните, что такое элегия и какую поэзию мы называем гражданской. (20_6_4 перетаскивание из кассы, подстановка, примеры) – Почему ожидание «минуты вольности святой» поэт сравнивает с чувствами «любовника молодого»? В чём, по-вашему, новизна такого сравнения? 1. – На какие композиционные части можно разделить стихотворение «К Чаадаеву»? Обратите внимание на изменение интонации и грамматической категории времени. Как вы думаете, почему стихотворение заканчивается обращением? – Найдите в стихотворении «К Чаадаеву» эпитеты и объясните их значение. Как вы думаете, что значит эпитет «роковой» в словосочетании «роковая власть» и почему вольность названа «святой»? (20_6_5) 2. – Критики находят в стихотворении «К морю» и факты биографии поэта, и указания на социальные проблемы, и раздумья над философскими вопросами, например размышления о жизни, о судьбе. Выразительно прочитайте строки, которые могут стать пояснением к биографии А.С. Пушкина, те, которые содержат указание на общественно значимые вопросы, и подумайте, какое значение может иметь образ моря. Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» и В.А. Жуковского «Море». (20_6_6) – Какие черты человеческого характера отражает образ моря? Докажите свою мысль, обратившись к тексту стихотворения. Как называет море лирический герой? – На какой антитезе построено стихотворение «К морю»? Что и почему противопоставлено свободе и лирической стихии? – Поэт Марина Цветаева в книге «Мой Пушкин» назвала «К морю» «романтичнейшим, наиромантичнейшим из всех… известных — сама Романтика: Море, Любовь, Неволя, Наполеон, Байрон, Обожание». Вспомните, что вы знаете о романтизме, и попробуйте объяснить оценку, данную Цветаевой. Проследите по тексту, как сменяют друг друга названные ею романтические образы, как развивается лирический сюжет. – С помощью каких художественных деталей описывается море? – В стихотворении «К морю» несколько строф отличаются от остальных по количеству строк. Найдите их, прочитайте выразительно и подумайте, с чем связано такое отступление. (20_6_7) – В стихотворении присутствует не только живописный, зримый образ моря, но и его звукообраз: преобладают сонорные звуки, создающие образ «свободной стихии». Найдите и выразительно прочитайте наиболее яркие строки. – В стихотворении «К морю» А.С. Пушкин утверждает: «Где капля блага, там на страже / Иль просвещенье, иль тиран». Почему, по-вашему, автор противопоставляет свободе эти два образа? Подумайте, о каком просвещении может идти речь. 4. – Какой эпитет можно отнести и к адресатам послания в Сибирь, и к лирическому герою? Что сближает этих людей? – 20_6_8.docx – Каким метафорическим образом завершается стихотворение? Попытайтесь объяснить его. 5. – На какие композиционные части можно, на ваш взгляд, разделить стихотворение «Анчар»? Какое настроение вызывает каждая из них и почему? Какую роль играет союз «но» в стихотворении? – С помощью каких эпитетов и метафор рисуется образ дерева яда в стихотворении «Анчар»? Найдите в описании анчара гиперболу и укажите её роль. (20_6_9.docx) Какое значение имеет, по-вашему, столь подробное описание? Почему, по-вашему, А.С. Пушкин перебрал несколько вариантов первого эпитета и остановился на слове «чахлый»? Обратите внимание на общее звучание строфы и создаваемое ею настроение. – Почему, на ваш взгляд, слова «князь» и «раб» появляются только в конце стихотворения? Как относится автор к рабу и владыке? (20_6_10.docx) В чём сходство эпитетов, описывающих несчастного раба и стрелы? Подумайте, почему они были посланы не к врагам, а к соседям. – Подумайте, только ли по цензурным соображениям автор заменил слово «царь» на «князь». |
7 | 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Проанализировав стихотворения А. С. Пушкина, особенности лирического сюжета, характер лирического героя и художественные приемы, учащиеся должны сделать вывод о важном месте, которое тема свободы занимает в творчестве Пушкина, о связи ее с темой дружбы, родины и судьбы поэта, а также о чертах романтизма, присутствующих в произведениях этой тематики. |
8 | 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Проанализировав стихотворения А. С. Пушкина, особенности лирического сюжета, характер лирического героя и художественные приемы, учащиеся должны сделать вывод о важном месте, которое тема свободы занимает в творчестве Пушкина, о связи ее с темой дружбы, родины и судьбы поэта, а также о чертах романтизма, присутствующих в произведениях этой тематики. |