Урок 20. Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правила написания сочетаний жи — ши
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Знакомить с различными вариантами извинения; повторить правило правописания сочетаний жи — ши; наблюдать за многозначными словами (термин не используется)
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, сочетания жи — ши , словообразование, ударение, постановка вопросов к словам, слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?», собственные имена, правописание собственных имён, работа в паре, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — обсуждение поведения героя стихотворения, анализ проблемной ситуации. Текст читает учитель. Следует учесть, что приведённое в упражнении стихотворении А. Барто в первую очередь призвано подтолкнуть учеников к анализу проблемной этической ситуации: мальчик выбирает несвойственное ему поведение, видимо, из-за каких-то внешних причин. Эти причины и следует обсудить с учениками: возможно, из-за того, что герой стихотворения очень добрый, товарищи воспринимают его как слабого человека, поэтому он принимает решение перестать быть добрым, а может быть, у героя заниженная самооценка, и он сам считает себя слабым («добрый — значит слабый») и т. п. Эту проблемную ситуацию — желание «выглядеть суровей» и путь, который для этого выбирается, — следует обсудить с учениками. Анализ стихотворения и обсуждение ситуации, описанной в нём, способствует формированию личностных универсальных учебных действий, в первую очередь усвоению моральных норм, формированию персональных норм, развитию эмпатии (эмпатия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность точно определить эмоциональное состояние другого человека) и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. Таким образом, текст стихотворения становится основой для обсуждения с учениками моральных норм, закреплённых в обществе (обществом приветствуется именно доброта, отзывчивость, а не напускная суровость, тем более за счёт тех, кто слабее); указывает на возможность выбора персональных норм (мальчик добрый, но, чтобы касаться «суровей», совершает несвойственные ему поступки); демонстрирует присущую герою стихотворения эмпатию, т. е. способность сопереживать, — ведь он просит прощения у кошек, понимает, что плохо с ними обращается. Необходимо подробно разобрать с учениками все названные аспекты стихотворения и предложить привнести свои примеры |
3 | 3. Актуализация знаний | Выполняется упражнение 2 (речь) в учебнике — подготовка к наблюдению за различными вариантами извинения. Рекомендуется для проведения в классах с высоким темпом работы, в остальных может не проводиться. Текст упражнения и вопросы к нему читает учитель |
4 | 4. Этап усвоения новых знаний | Словарное слово язы́к. При работе со словарными словами как в 1 классе, так и в последующих учитель использует те методические приёмы, которые кажутся ему наиболее оправданными, входят в его «методическую копилку»: ведение орфографического словарика, проработка значения и употребления словарных слов, составление с ними предложений и т. п. Место работы со словарными словами (начало, середина, конец урока) также определяется учителем по своему усмотрению |
5 | 5. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 3 (речь) в учебнике — анализ различных вариантов извинения, формирование навыков речевого общения. Рекомендуется сначала задать учащимся вопросы о том, как они будут просить прощения, обращаясь к разным людям, и только после полученных ответов попросить прочитать предложенные варианты. Важно, чтобы в результате обсуждения ученики пришли к выводу: предложения «Я нечаянно» и «Ну уж если тебе так хочется, то извини меня» не могут считаться извинениями |
6 | 8. Повторение и закрепление ранее изученного материала | При необходимости перед выполнением следующего задания с учащимися можно повторить порядок действий при списывании |
7 | 9. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 5 (язык) в учебнике — повторение правила написания сочетаний жи — ши, отработка умения задавать вопросы к словам. Выполняется полностью или частично, в зависимости от темпа работы и уровня подготовленности учеников. При выполнении упражнения следует опираться на памятку порядка действий при списывании (урок 1). Последнее задание, помеченное значком «гиря» (трудное), выполняется только фронтально, так как требует обязательных комментариев учителя: необходимо «развернуть» для учащихся сравнение: ручей бежит — «как будто (похоже на то, что) кто-то бежит», ручей дрожит — «как будто (похоже на то, что) кто-то дрожит». В результате обсуждения ученики должны прийти к выводу, что у слов бежит и дрожит несколько значений (термин «многозначные слова» не используется) |
8 | 10. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется письменно, фронтально упражнение 3 в рабочей тетради — работа над смыслоразличительной функцией ударения (продолжение начатой на предыдущих уроках работы), над умением определять место ударения. Начать работу следует с чтения слов-подсказок. Своре всего, первое слово учащиеся прочитают как слова́. Так же строится работа с остальными словами: зимы́, зи́мы, холода́, хо́лода, кружки́, кру́жки, стре́лки, стрелки́, бело́к, бе́лок. Работая над предложениями, необходимо после списывания слов ставить в них знак ударения. Дополнительное задание. Списать в рабочую тетрадь любую пару предложений |
9 | 11. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
10 | 12. Дополнительный материал | Учащимися выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — развитие связности движений при написании букв. Впервые предлагаются задания на безотрывное написание букв, состоящих из двух элементов: каждая буква должна быть написана за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. По данным физиологов, связность движений возникает автоматически как результат развития графического навыка, при этом на данном этапе сформированности графического навыка будет уместно показать учащимся возможность соединения в единую траекторию движения двух элементов, ранее писавшихся изолированно перед началом работы на первой строке учитель вместе с учениками обсуждает, где заканчивается первый элемент строчной буквы а, можно ли из этой точки привести линию в точку начала второго элемента. После этого целесообразно крупно написать на доске букву а за одно движение и попросить учащихся так же «прописать» её в воздухе. Только после этого можно предложить им начать работу в тетради. Так же продолжается работа на следующих строчках. При работе над строчной буквой б учащиеся должны обратить внимание на то, что точка окончания первого элемента совпадает с точной начала второго элемента. При работе над строчной буквой д учащиеся должны увидеть сходство со строчной буквой а: из точки завершения первого элемента нужно провести дополнительную линию в точку начала второго элемента |
11 | 13. Дополнительный материал | Выполняется в парах упражнение 4 в рабочей тетради — развитие кругозора учащихся, отработка правила написания заглавной буквы. Работа проходит в два этапа. Сначала учащиеся устанавливают соответствия и соединяют карандашом слова из левого и правого столбиков, по завершении работы результат обсуждается фронтально. После этого пары приступают к письменному выполнению упражнения, одна из пар работает у доски. Должны быть записаны следующие словосочетания: писатель Николай Носов космонавт Юрий Гагарин поэт Александр Пушкин художник Иван Шишкин композитор Пётр Чайковский Во время проверки нужно попросить учащихся объяснить, почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие — с заглавной |
12 | 14. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |