Урок 20. Планеты-гиганты, их спутники и кольца
Разработки уроков (конспекты уроков)
Среднее общее образование
Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (10-11)
Астрономия
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Исследовать особенности планет-гигантов и их спутников.
Задачи урока
- Исследовать основные характеристики планет-гигантов (физические, химические), их строение, особенности атмосферы; проанализировать характеристики спутников планет-гигантов, их особенности и происхождение; охарактеризовать кольца планет-гигантов, их особенности и происхождение.
Виды деятельности
-
Строить логичные устные высказывания, выдвигать гипотезы, организовывать самостоятельную познавательную деятельность, работать с текстом научного содержания, интерпретировать результаты самостоятельной работы, осуществлять рефлексию деятельности на уроке.
Ключевые понятия
-
Планеты-гиганты, Юпитер, Сатурн, Уран, кольца планет-гигантов.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к деятельности | В ходе организации учителем обсуждения высказывания важно подчеркнуть сходство природных характеристик на начальных этапах формирования Земли и нынешних характеристик Венеры. Следует также обсудить с учащимися механизмы, способствующие диссипации атмосферы Земли. При обсуждении указанного фрагмента из книги подчеркивается ценность и значимость сохранения уязвимой природы Земли. |
2 | 2.1 Актуализация знаний учащихся | Учитель организует в формате мозгового штурма ответы на вопросы. При этом акцентируется внимание на исследовании планет земной группы, осуществленном на предыдущих уроках. |
3 | 2.2 Актуализация знаний учащихся | В процессе выполнения заданий учитель обращает внимание на использование справочных материалов учебника. Большое внимание уделяется процессу фронтального обсуждения хода решения учащимися. |
4 | 3. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | Учитель организует беседу на основе выводов после проведения практической работы «Две группы планет» (урок 17), подчеркивается общность двух групп планет и их различия. Учащихся просят перечислить характеристики планет-гигантов, известные им на момент начала урока. Обнаруживается неполнота и несистемность знаний и представлений учащихся о каждой из планет-гигантов. Учащиеся формулируют цель урока и задачи, вопросы, на которые они хотели бы получить ответы в ходе обсуждения. |
5 | 4. Открытие нового знания учащимися | Учитель актуализирует знания о плане характеристики планет, разработанном при рассмотрении тем «Земля и Луна — двойная планета», «Планеты земной группы», актуализирует значимость «Школьного астрономического календаря» для получения информации о характеристиках небесных тел, сопровождает процесс формирования четырех групп учащихся для анализа характеристик одной из планет-гигантов, сопровождает деятельность групп. |
6 | 5.1 Включение нового знания в систему | Учитель сопровождает представление результатов работы группы 1 по характеристике особенностей Юпитера. В процессе обсуждения обращается внимание на то, что планета является в Солнечной системе самой массивной ( полезно отметить, что, по мнению астрономов, Юпитер имеет максимальный диаметр, который могла бы иметь планета с аналогичным строением и историей, рассмотреть Юпитер как «неудавшуюся звезду»). Подчеркивается наличие магнитного поля (Юпитер обладает мощными радиационными поясами, демонстрирует полярные сияния). Подчеркивается сходство системы спутников Юпитера с Солнечной системой в миниатюре. Важно рассмотреть, как, используя орбитальное движение Ио, была определена скорость света. Учащиеся представляют доклад «Исследование спутников Юпитера». |
7 | 5.2 Включение нового знания в систему | Учитель сопровождает представление результатов работы группы 2 по характеристике особенностей Сатурна. В процессе обсуждения акцентируется внимание на том, что наклон оси к плоскости орбиты сходен с земным, и при более близком расположении к Солнцу возможно было бы наблюдать смену времен года. Рассматривается система колец, их строение, природа. Подчеркивается наличие магнитного поля. Акцентируется внимание на наибольшем количестве спутников. Учащиеся представляют доклад «Исследование спутников Сатурна». Важно обратить внимание на наличие у многих из них атмосферы, геологической активности, наличии вещества в нескольких фазах, например метана или воды. Подробно анализируются особенности колец Сатурна, наличие в нем тонких «спиц», возможность объяснения их природы на основе теории развития Солнечной системы как комплекса тел, имеющих общую природу. |
8 | 5.3 Включение нового знания в систему | Учитель сопровождает представление результатов работы группы 3 по характеристике особенностей Урана. В процессе обсуждения акцентируется внимание на том, что Уран является ледяным гигантом, вращающимся в обратном направлении (с востока на запад). Подчеркивается уникальность темных пылевых колец, которые в телескоп не видны. Являясь наименее плотной из всех планет-гигантов, Уран имеет ледяную мантию, окружающую железное ядро. Важно заметить, что Уран имеет минимальную температуру. При рассмотрении спутников анализируют особенности Миранды, уникальность ее ледяного рельефа. Учащиеся представляют доклад «Исследование спутников Урана». |
9 | 5.4 Включение нового знания в систему | Учитель сопровождает представление результатов работы группы 4 по характеристике особенностей Нептуна. Важно обратить внимание на наличие в атмосфере «темных пятен», сопоставимых по своим масштабам с Большим красным пятном на Юпитере, но непродолжительных и существующих не более нескольких лет. Следует отметить и стремительно перемещающиеся шторма — Скутер. Важно обсудить излучение планетой энергии, в 2,61 большее, чем Нептун получает извне. Подчеркивается неравномерность распределения вещества в кольцах. Учащиеся представляют доклад «Исследование спутников Нептуна». Акцентируется внимание на Тритоне и его особенностях. |
10 | 6. Рефлексия деятельности | Учитель при организации рефлексии деятельности на уроке подводит учащихся к выводам о наиболее значимых отличительных характеристиках планет-гигантов и планет земной группы, включая своеобразие спутников планет, наличие колец. Акцентируется внимание на подтверждении теории формирования тел Солнечной системы как группы объектов, имеющих общее происхождение. |