Урок 2. Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Знакомить с особенностями письменной речи; отработать порядок действий при списывании; знакомить со знаками конца предложения
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, порядок действий при списывании, знаки препинания в конце предложения, звуковой анализ слова, звуковая модель слова, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Рубрика «Давай подумаем» в учебнике организует обсуждение изображенных на рисунках ситуаций устного и письменного общения, формулирует проблемные вопросы, позволяющие ученикам самостоятельно определить одну из функций письменной речи — общение на расстоянии. Выполняется фронтально. Вопросы к рисункам читает учитель. Если при анализе рисунков ученики снова задают вопрос, зачем нужно писать письма, когда есть телефон, можно ответить, что, например, не все пожилые люди умеют пользоваться мобильными телефонами; не во всех городах, а тем более в сёлах и деревнях доступна не только сотовая, но и обычная телефонная связь, а письма доставляют даже в самые отдалённые деревни. |
3 | 3. Актуализация знаний | Следует иметь в виду, что ученики могут не ответить на последний вопрос рубрики: «В каких ещё ситуациях люди пользуются письменной речью?» Необходимо активизировать в памяти учеников ситуации, в которых они сами сталкивались с письменной речью (помимо письма и поздравительной открытки). Результатом обсуждения материала рубрики должно стать осознание учениками того, что при помощи письменной речи люди общаются друг с другом |
4 | 4. Этап усвоения новых знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — знакомство с использованием письменной речи в книгах. Вопросы к тексту читает учитель. В ходе обсуждения ученик должен прийти к выводу: письменная речь используется при создании книг, а чтение книг — это один из вариантов общения (общение с писателем). Кроме того, книги позволяют сохранить информацию о том, что было; в книге рассказывается о научных открытиях; книги помогают учиться и т. п. |
5 | 5. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Обрати внимание» в учебнике подводит итог обсуждения в упражнении 1. Текст рубрики читает учитель. |
6 | 6. Этап усвоения новых знаний | Выполняется фронтально упражнение 2 (речь) в учебнике. Внимание учеников обращается на спонтанность (неподготовленность) устной речи и подготовленность, обдуманность письменной. После того как ученики прочитают пословицы, следует задать вопрос: «Ребята, как вы думаете, эти пословицы просто сообщают нам в красивой форме, что есть устная и письменная речь, или пытаются о чём-то предупредить?» В ходе обсуждения учитель должен не только подвести учеников к пониманию того, что устная речь, как правило, неподготовленная, а письменная — результат обдумывания, но и акцентировать их внимание на этикете устного и письменного общения: прежде чем что-то сказать или написать, необходимо хорошо подумать в первую очередь о том, не обидят ли наши слова тех, с кем мы разговариваем, кому пишем |
7 | 7. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Для выполнения упражнения 3 (язык) в учебнике необходимо вспомнить порядок действий при списывании. Целесообразно обратиться к упражнению 5 в рабочей тетради (отработка алгоритма списывания), которое выполняется фронтально. Сначала учащиеся читают предложения по порядку и приходят к выводу, что последовательность действий нарушена. Учитель просит вспомнить правильный порядок действий (если учитель считает, что класс пока ещё плохо запомнил алгоритм, можно открыть с. 7 учебника и предложить каждому прочитать его самостоятельно). Таким образом, выстроится следующая последовательность в рабочей тетради: 1, 3, 2, 5, 4, 6. Вариант выполнения. В классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в усвоении материала, учитель с самого начала работы с упражнением предлагает открыть с. 7 учебника. Работа по восстановлению последовательности идёт с опорой на учебник. Кто-то из учащихся читает вслух в учебнике этап алгоритма, после этого все ищут это предложение в упражнении в тетради, ставят нужную цифру и т. д. Такая работа будет способствовать запоминанию алгоритма, а не контролю, но в «слабом» классе осуществлять контроль ещё рано |
8 | 8. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется Упражнение 3 (язык) в учебнике — отработка порядка действий при списывании с опорой на памятку из урока 1 — выполняется фронтально только в классах с высоким темпом работы, в остальных можно предложить для списывания более короткое предложение, например: Говори красиво |
9 | 9. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» в учебнике знакомит со знаками конца предложения. Приведённые в рубрике примеры учитель читает выразительно, после чего просит учеников самостоятельно прочитать эти же предложения, соблюдая правильную интонацию. Необходимо обратить внимание учеников на то, что в учебнике в разделе «Твои помощники» (после Содержания) размещён материал данной рубрики и ученики всегда могут к нему обратиться, если забыли, какие знаки препинания ставятся в конце предложения |
10 | 10. Первичное закрепление изученного материала | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — отработка осознанности чтения предложений и тренировка в выборе знака препинания в конце предложения. Выполняется самостоятельно с обязательной последующей проверкой. Вариант выполнения. В классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в усвоении материала, целесообразно организовать выполнение по-другому. Учитель читает предложение с нужной интонацией, учащиеся слушают, самостоятельно ставят знак в конце предложения; знак обсуждается, после чего несколько учащихся прочитывают это предложение вслух с нужной интонацией |
11 | 11. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
12 | 12. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 2 в рабочей тетради — совершенствование графического навыка. Учитель просит назвать элементы, которые будут отрабатываться на первой строчке (левый полуовал, овал), назвать местоположение точки начала написания этих элементов, направление движения, место изменения траектории движения, место завершения написания, продиктовать всю последовательность действий при написании элементов. Вариант полного ответа: «При написании полуовала ставлю ручку ниже линии, ограничивающей высоту строчных букв, начинаю вести линию вверх и влево, готовясь к закруглению, касаюсь линии, ограничивающей высоту строчных букв, плавно веду линию вниз, не доводя до нижней линии рабочей строки, начинаю закругление вправо, касаюсь нижней линии рабочей строки, вывожу закруглённую линию вверх и вправо, останавливаюсь, отрываю ручку от листа. При написании овала делаю всё точно так же, но не останавливаюсь после второго закругления, а привожу линию в точку, с которой начиналось написание овала». Перед началом работы на второй строчке целесообразно попросить учащихся сравнить первые два элемента на первой строчке и на второй. Важно, чтобы учащиеся отметили разницу в размере (и, следовательно, в положении на строке) и в местоположении точки начала движения по отношению к линии, ограничивающей высоту строчных букв. Возможные варианты работы в следующих двух строчках. 1. Написать на третьей строке овал, а потом предложить вспомнить и написать все буквы, в состав которых он входит; на четвёртой строке написать большой овал, после чего вспомнить и написать все буквы, в состав которых он входит. 2. Проанализировать качество выполнения работы на первой и второй строчках. Выполнить на третьей и четвёртой строчках работу повторно, стараясь исправить недочёты |
13 | 13. Дополнительный материал | Выполняется фронтально, письменно упражнение 3 в рабочей тетради — совершенствование звукового (звукобуквенного) анализа, отработка умения соотносить звуковой и буквенный состав слов. Слова должны быть записаны в такой последовательности: школа, слово, книга. Дополнительные вопросы 1. Что общего у слов школа и слово? Чем различаются эти слова? 2. Что общего у слов слово и книга? Чем различаются эти слова. 3. Что общего у всех трёх слов? 4. Нужно ли что-то изменить в модели слова школа, чтобы она соответствовала слову школы? 5. Что нужно изменить в модели слова слово, чтобы она соответствовала слову слова́? 6. Что нужно изменить в модели слова книга, чтобы она соответствовала слову книги? |
14 | 14. Дополнительный материал | Звуковая модель слова |
15 | 15. Дополнительный материал | Звуковая модель слова |
16 | 16. Дополнительный материал | Рубрика «Переменка» в рабочей тетради. В результате разгадывания ребусов должны получиться слова: коса, столб. При желании и наличии времени можно записать эти слова в рабочую тетрадь |
17 | 17. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |