Урок 2. Тема «Стихотворения о Родине». И. Никитин «Русь» (отрывок)
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Формировать представления о Родине; воспитывать чувство патриотизма; учить сравнивать стихотворения о Родине, написанные в разное время; учить слышать тон автора (торжественный, передающий восхищение и гордость); обучать самостоятельному чтению на уроке; формировать навык чтения молча (про себя); отрабатывать навык выразительного чтения.
Виды деятельности
-
Понимать и объяснять понятие «Родина», идентифицировать себя со своим народом и своей страной;
выявлять авторское отношение к Родине; сравнивать произведения по жанрам и темам; самостоятельно читать текст молча; находить и самостоятельно читать фамилию автора и заголовок, правильно называть произведения; самостоятельно работать с текстом произведения: читать, выполнять задания в учебнике.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, стихотворение, И. Никитин
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: работа с моделью | – Ребята, начинаем наш урок литературного чтения. – Рассмотрите модель обложки. – Назовите произведения, которые подходят к этой модели. (Ученики вспоминают стихотворения о Родине и рассказывают наизусть стихотворение Ф. Савинова «Родина».) |
2 | 2. Выявление читательского опыта: работа с выставкой книг | – Рассмотрите выставку книг. (Учитель готовит выставку книг (3–5) и организует работу с ней.) – Прочитайте фамилии авторов и заголовки произведений. – Послушайте слова Константина Ушинского: «Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов». – Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением о Родине. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Послушайте. (Учебники у учеников закрыты, а учитель читает текст стихотворения И. Никитина «Русь». Желательно, чтобы текст стихотворения был прочитан целиком.) – Какие чувства вызвало это произведение? – Какие слова запомнились? – Автором этого стихотворения является русский поэт Иван Саввич Никитин. Найдите его стихотворение в учебнике. – Кто написал это стихотворение? – Где вы прочитали фамилию автора? (Дети должны «увидеть» фамилию в учебнике.) – Как озаглавил своё произведение поэт? – Назовите это произведение. (И. Никитин «Русь».) – Найдите рубрику «Обратите внимание». Прочитайте об авторе. – Выполните модель обложки. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Чтение отрывка стихотворения по строфам. Словарная работа. – Подумайте, как необходимо читать это стихотворение. Почему? Объясните. – Какие картины рисует поэт? Прочитайте. – В каких словах слышится гордость за Родину? Найдите и прочитайте. – Выполнение интерактивного задания. |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: работа с пословицами | – Прочитайте пословицы. Какие из них подходят к стихотворению Ивана Никитина? Объясните. |
6 | 6. Обобщение изученного: работа с моделями | – Давайте вспомним стихотворение Ф. Савинова и сравним его со стихотворением И. Никитина. (Ученики работают на листочках, на компьютерах, на интерактивной доске.) |
7 | 7. Рекомендации для самостоятельной работы дома | – Подготовьте выразительное чтение стихотворения (памятка 1). – Найдите и прочитайте книгу с произведениями о Родине. |