Урок 2. Как человек изменил Землю
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
вне линии УМК/Серии
Биология
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Создать условия по достижению образовательных результатов учащимися.
Задачи урока
- — Сформировать представления учащихся о влиянии человека на окружающую среду;
- — продолжить развитие умения использовать различные источники информации для решения поставленной задачи;
- — способствовать осознанию учащимися их неразрывной связи со средой.
Виды деятельности
-
Выявляют главную и второстепенную информацию, составляют ментальную карту, формулируют вопросы к новому материалу, приводят аргументы в пользу своей позиции, оценивают собственную аргументацию и аргументацию своих одноклассников.
Ключевые понятия
-
Охота, скотоводство, земледелие, вытаптывание пастбищ, сорняки, вредители, ядохимикаты, радиоактивные отходы, экологические проблемы.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Оценка уровня усвоения учащимися ключевых понятий предыдущего урока | С помощью данного теста может быть проведён фронтальный опрос учащихся класса с элементами обсуждения. При такой организации опроса на экран/интерактивную доску выводится вопрос и зачитывается вслух. После этого одному учащемуся предлагается ответить на него устно, а остальные могут согласиться с этим ответом или не согласиться, проголосовав заранее предложенным знаком (или карточкой). Хорошо видно сразу, какие учащиеся думают так же, как и ответивший учащийся, при этом есть возможность попросить некоторых учащихся обосновать своё мнение — почему они согласны или, наоборот, не согласны с ответом. После обсуждения нужно нажать кнопку проверить и продемонстрировать классу оценку ответа или перейти к следующему вопросу. |
2 | 2. Подведение к изучению новой темы | Учащимся предлагается обсудить высказывания известных людей. |
3 | 3. Актуализация знаний учащихся о воздействии человека на окружающую среду | Учащимся предлагается высказать своё мнение в отношении вопроса, представленного на экране. При этом важно не поправлять учащихся и не оценивать их высказывания, а просто фиксировать их. В процессе изучения темы учащиеся будут иметь возможность самостоятельно подтвердить свою позицию или изменить её на основе полученной информации. |
4 | 4. Изучение нового материала. История взаимодействия человека и окружающей среды | На доске или отдельном листе ватмана записаны вопросы, на которые учащимся нужно ответить в результате просмотра анимации. В ходе демонстрации слайд-шоу со звуковым сопровождением делаются паузы, что даёт возможность обсудить с учащимися полученную информацию. Вопросы для обсуждения в ходе просмотра слайд-шоу: — Как влияли на природу Земли древние люди? — Какие изменения на Земле вызвало развитие сельского хозяйства? — Какие экологические последствия имело открытие и освоение людьми новых земель? — К каким последствиям привело создание и использование новых, неизвестных в природе веществ? — Чем опасны радиоактивные отходы? |
5 | 5. Изучение нового материала. Этапы эволюции человека | Деятельность учащихся строится на основе поэтапного просмотра фрагментов слайд-шоу со звуковым сопровождением и построения ментальной карты. В центре страницы размещается надпись «Влияние хозяйственной деятельности человека на природу», а в стороны расходятся лучи, отражающие разные аспекты деятельности человека, её последствия и предложения по устранению негативного воздействия. После завершения работы над ментальной картой проводится обсуждение полученного результата. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | В конце урока учащиеся возвращаются к вопросу, который был поставлен в начале занятия. Теперь его можно обсудить с новых позиций. Также учащимся предлагается сформулировать вопросы, которые их заинтересовали на уроке. Если в ходе обсуждения не удаётся найти однозначный ответ на вопросы, можно рекомендовать учащимся обратиться к дополнительным источникам информации. |
7 | 7. Домашнее задание |