Урок 19. Речевая ситуация: обсуждение выбора будущей профессии. Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Продолжить обсуждение профессий; наблюдать за словообразовательными связями слов в русском языке; знакомить со словами, близкими по звучанию, но различными по значению, и их использованием в речи; отработать навык постановки вопросов к словам; закрепить порядок действий при списывании
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, профессии, словообразование, слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?», постановка вопросов к словам, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — обсуждение текста, в котором ставится вопрос о выборе будущей профессии. Текст читает учитель. Важно, чтобы в процессе обсуждения ученики обратили внимание на то, что мальчика привлекает внешняя сторона профессии — красивая каска, красивая форма и т. д. Необходимо подвести учащихся к мысли: рекомендация взрослых — подумать над тем, что больше всего любишь, — касается вовсе не конфет, а, например, интереса к моделированию, общению с животными, работе в саду и т. д. (сходные вопросы обсуждаются при работе с текстами из урока 23). В задании ученикам предлагается объяснить мальчику, как ему выбрать будущую профессию, следовательно, ответы учеников по форме должны приближаться к рассуждению. В связи с этим рекомендуется записать на доске некоторые опорные слова, которые используются при рассуждении: …, потому что… …, так как… …, следовательно… если …, то… Учитель может обобщить ответы учеников и на их основе предложить собственный текст, продемонстрировав ученикам речевой образец ответа на поставленный вопрос (не более трёх-пяти предложений). Подобную работу обязательно следует провести в классах, где учащиеся испытывают трудности в изучении русского языка (например, для многих учеников или для всего класса русский язык не является родным). В этом случае учителю следует записать составленный им текст на доске и попросить учеников прочитать его (не рекомендуется предлагать для пересказа) |
3 | 3. Актуализация знаний | Выполняется упражнение 2 (язык; работа в парах) в учебнике — продолжение наблюдения за словообразовательными связями. Выполняется в парах только в том случае, если ученики обучены методике парной работы; в остальных классах — фронтально. Среди толкований слов (приём развёрнутого толкования) приводятся ошибочные, которые перекликаются с текстом упражнения 1. В процессе обсуждения ученики должны убедиться в том, что во многих случаях знание одного слова можно объяснить через значение другого (можно использовать словосочетание «слова-родственники», но ни в коем случае не объяснять ученикам понятие «родственные слова»). После обсуждения трудного вопроса (значок «гиря») учитель записывает на доске краткий ответ, который ученики переписывают в тетради: дворник — двор, пожарный — пожар, космонавт — космос |
4 | 4. Актуализация знаний | Выполняется упражнение 3 (язык) в учебнике — наблюдение за словами, близкими по звучанию, но различными по значению, — паронимами (термин не употребляется). Важно, чтобы ученики убедились в том, что имена детей нельзя объяснить через приведённые слова — колет, полет, лейка и т. д., и сравнили паронимы со «словами-родственниками» из предыдущего упражнения (дворник — двор и т. п.), для которых подобное объяснение возможно |
5 | 5. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» в учебнике знакомит со словами, близкими по звучанию, но различными по значению, а также использованием подобных слов в юмористических стихах и при языковой игре |
6 | 6. Первичное закрепление материала | Выполняется письменно, фронтально упражнение 3 в рабочей тетради — привлечение внимания к смыслоразличительной функции ударения в процессе наблюдения за омо́графами (термин не используется), отработка умения определять место ударения. При работе с каждой парой слов нужно прежде всего обсуждать значение слов, добиваясь, чтобы все ученики класса поняли, что́ значит каждое из слов. Только после этого можно переходить к чтению предложений с пропущенными словами и обсуждать, какое слово должно быть вставлено. Обязательное условие — постановка ударения в записанном слове. При работе с парой слов По́ля — поля́ сначала нужно попросить учащихся объяснить разницу в написании первой буквы, а потом предложить им объяснить, почему при записи предложений эта разница исчезает (слово поля́ оказалось в самом начале предложения и, значит, должно писаться с заглавной буквы). Дополнительное задание. Списать в рабочую тетрадь любую пару предложений |
7 | 7. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 4 (язык) в учебнике — отработка порядка действий при списывании, закрепление умения задавать вопросы к словами. Выполняется фронтально, может быть предложено сильным ученика для самостоятельной работы. Рекомендуется правильный ответ записать на доске: (что делать?) читать, писать, считать, слушать, отвечать |
8 | 8. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется письменно самостоятельно упражнение 7 в рабочей тетради — отработка действия списывания. Дополнительные задания 1. Первое предложение записать по памяти после зрительного запоминания. 2. Второе предложение проговорить несколько раз, а потом записать по памяти |
9 | 9. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
10 | 10. Дополнительный материал | Учащимися выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — совершенствование графического навыка в процессе прописывания линий сложной конфигурации. Как и на предыдущем уроке, линии нужно писать за один приём, не отрывая ручки от листа тетради. Заданные линии предварительно «прописываются» в воздухе. После завершения работы на первых трёх строчках можно предложить учащимся вспомнить, с какими линиями сложной конфигурации проводилась работы на предыдущих уроках, и предложить прописать их в одно движение. Кроме того, учащиеся сами могут придумать линии сложной конфигурации |
11 | 11. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 (язык; трудное) в учебнике — продолжение работы по установлению словообразовательных связей. В классах с невысоким темпом работы может не проводиться, в остальных классах проводится фронтально. Не рекомендуется для самостоятельной работы. Перед началом работы учитель может предложить ученикам вариант развёрнутого толкования слова: «Ребята, а кто такой учитель, что он делает?— Учитель учит, это тот, кто учит». Таким образом, ученики, анализируя последующие слова, будут использовать формулу «тот, кто»; рекомендуется на доске записать образец: учитель — тот, кто учит При выполнении данного задания не следует ограничиваться краткими ответами, в которых используются глаголы в неопределённой форме (учитель — учить), так как важно, чтобы учащиеся последовательно приучались правильно использовать приём развёрнутого толкования. Ученики должны задать вопросы к приведённым в учебнике словам («кто?»), а затем к слова м, которые помогли объяснить профессии («что делает?»). На доске полная запись ответа может быть оформлена в виде таблицы: перед началом работы первая строка таблицы остаётся незаполненной (туда впоследствии нужно будет записать вопросы, на которые отвечают слова) У учеников могут возникнуть трудности при анализе слова писатель, если они не сумеют связать его со словом писать и предложат объяснение «тот, кто сочиняет». В этом случае нужно последовательно подвести учеников к мысли о том, что сочинённое писателем должно быть записано, т. е. в любом случае писатель пишет (несмотря на условность подобного объяснения, ученика 1 класса всё же необходимо продемонстрировать словообразовательные связи между словами писатель и пишет) |
12 | 12. Дополнительный материал | При необходимости перед выполнением следующего задания с учащимися можно повторить порядок действий при списывании |
13 | 13. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 6 (язык) в учебнике — отработка порядка действий при списывании. Предлагается для самостоятельной работы ученикам, испытывающим трудности при выполнении подобных заданий |
14 | 14. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |