Урок 18. Жизнь и творчество Е. А. Боратынского
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство учащихся с биографией и творчеством Е. А. Боратынского
Задачи урока
- Осветить факты биографии Е. А. Боратынского, его личность и характер творчества. Читать и анализировать лирические стихотворения поэта
Виды деятельности
-
Лекция, работа с мультимедийными материалами, выразительное чтение, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
элегия, лирический герой, тема Родины, философская лирика, монолог, метафора, эпитет, развёрнутое сравнение, лексические повторы, пейзаж
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания. Повторение пройденного | Проверка домашнего задания: чтение и обсуждение мини-сочинений учащихся. После того, как учащиеся высказывают свои мнения и аргументируют свой взгляд на образ поэта, им предлагается прочитать стихотворения О. Э. Мандельштама и С. Н. Маркова. – Понаблюдайте, совпало ли ваше представление о Батюшкове с образами, нарисованными О. Э. Мандельштамом и С. Н. Марковым? – Каким представляют Батюшкова поэты XX века? – О каких особенностях его творчества они упоминают? Обратите внимание, какие батюшковские образы используют Мандельштам и Марков? Поразмышляйте: с какой целью они это делают? |
2 | 2. Этап усвоения нового материала | Лекция учителя: знакомство с биографией Е. А. Боратынского (см. учебник 1 ч. С. 187–192), с опорой на материалы объекта. |
3 | 3. Этап изучения и первичного закрепления нового материала | Чтение и обсуждение стихотворений «Родина», «Разуверение», «К чему невольнику мечтания свободы?». Фронтальная беседа по вопросам рубрик «Обсудим вместе» и «Решаем читательские задачи», с опорой на выполнение интерактивных заданий объекта – Какой идеал жизни утверждает поэт в стихотворении «Родина»? Чему он противопоставляет мирную деревенскую жизнь? – Каким настроением проникнуто стихотворение? Каким представляется образ лирического героя? – Перечитайте заключительные строки стихотворения. Как вы думаете, чем символичны образы заступа и цевницы и почему они названы «мирными»? – Можем ли мы сказать, что стихотворение «Родина» только о Родине? Обратитесь к художественному тексту, чтобы обосновать своё предположение. – С помощью каких эпитетов рисуется родной край в стихотворении «Родина»? Какие чувства лирического героя они передают? – Какой философский смысл приобретает образ бури? – К кому обращён монолог лирического героя в стихотворении «Разуверение»? Попробуйте воссоздать историю, окончание которой мы видим? Что является предметом изображения в стихотворении? Как вы думаете, важна ли для автора причина охлаждения души героя? Обоснуйте свой ответ. – Какие чувства дарит герою возлюбленная? Почему, по-вашему, он не верит в них? Что заменило лирическому герою счастье? – Какой эпитет характеризует лирического героя элегии «Разуверение»? Как вы понимаете его? – Укажите лексические повторы в стихотворении. Какую роль, на ваш взгляд, они играют в тексте? – В чём особенность композиции стихотворения «К чему невольнику мечтания свободы?» На какие композиционные и интонационные части вы можете его разделить? С чем связано изменение интонации в каждом случае. – Какое противоречие трагически осмысливает лирический герой в финале стихотворения, к какому выводу он приходит? – Почему автор прибегает к описанию природы в начале стихотворения «К чему невольнику мечтания свободы?» Какие изобразительно-выразительные средства он использует и почему? Обратите внимание на приём переноса. – Кого и почему называет лирический герой «невольником» и «безумцем»? Почему, размышляя над своей судьбой, он использует местоимение «мы»? – (В сильных классах) Работа с рубрикой «Литературная мастерская» С. 196. |
4 | 4. Информация о домашнем задании | 1. 1. Повторить материал по теме «Поэты пушкинской поры», подготовьтесь к самостоятельной работе. 2. Подумать над вопросами рубрики «Давайте поспорим» в учебнике (1 ч. С. 196–197). 3. Написать сочинение на одну из тем: 3. 1) Перечитайте вынесенные в эпиграф раздела о Г. Р. Державине слова П. А. Вяземского. Какие факты из жизни поэта и поэтические строки подтверждают это высказывание? Что возразили бы вы человеку, обвинившему Державина в том, что он льстец и придворный поэт, как это однажды произошло в присутствии Ф.М. Достоевского? 2) «Мне хотелось бы дать новое направление моей крохотной музе и область элегии расширить», — признавался К. Н. Батюшков. Сопоставьте его элегии со стихотворениями В. А. Жуковского: различны ли настроение, образы (в том числе лирического героя), используемые изобразительно-выразительные средства? В качестве подсказки воспользуйтесь словами В. Г. Белинского: «И как хорош романтизм Батюшкова: в нём столько определённости и ясности! Элегия его — это ясный вечер, в прозрачных сумерках которого все предметы только принимают на себя какой-то грустный оттенок, а не теряют своей формы и не превращаются в призраки». 4. 3) Лирику Е. А. Боратынского часто называют «поэзией мысли» — в противовес «поэзии чувства и сердечного воображения» К. Н. Батюшкова и В. А. Жуковского. Подтвердите или опровергните эту мысль, обратившись к стихотворениям поэта. |