Урок 18. Слова, называющие признаки и действия предметов
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Познакомить с понятиями «имя прилагательное», «глагол»; отрабатывать умение определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.
Ключевые понятия
-
имя прилагательное, глагол, вопросы какой? какая? какое? какие?, вопросы что делать? что сделать, что делал? Что сделал? Что делает? что будет делать? что сделает? совершенствование графического навыка, словарные слова
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | Актуализация знаний | Рубрика «Давай подумаем» организует проблемную ситуацию, в ходе обсуждения которой ученики с опорой на свой опыт носителей языка должны не согласиться с мнением Серёжи. Возможная трудность. Ученики не смогут привести примеры слов, не отвечающих на вопросы кто? что? или не сумеют самостоятельно задать вопросы (при этом интуитивно они будут чувствовать, что персонаж учебника не прав). Помощь. Можно написать на доске любые имена прилагательные и глаголы в качестве подсказки ученикам. Можно неправильно задавать вопросы к словам в предложении, например: «Пирожок что? — вкусный»; «Ты кто? — пишу» и т. п. |
3 | Отработка умения | Выполняется фронтально, письменно упражнение 1 — отработка умения «узнавать» имена существительные с опорой на значение слова и вопрос, на который отвечает слово; наблюдение за словами, не называющими предметы. Ученики по цепочке читают слова и подробно комментируют свои рассуждения. Например: «Дорога — это слово называет предмет, отвечает на вопрос что?, значит, слово дорога — это имя существительное, записывать не нужно. Летний — это слово не называет ни предмет, ни явление природы, ни людей, ни животных, к этому слову мы не можем задать ни вопрос что?, ни вопрос кто?, значит, слово летний — это не имя существительное, слово нужно записать в тетрадь. После того как в тетрадях будут записаны слова летний, зелёный, лесной, чёрный, тополиный, учитель организует наблюдение за словами. В качестве подсказки на доске можно записать разные вопросы (не только какой?): ученики должны соотнести слова в тетрадях с подходящим вопросом на доске. Возможные ошибки. Неправильное написание некоторых слов. Помощь. Учитель обращает внимание на написание буквы ё в слове чёрный, на написание букв, обозначающих безударные гласные. |
4 | Наблюдение | Выполняется письменно, фронтально упражнение 2 — наблюдение за словами, называющими признак предмета на основе связей существительного и прилагательного. Поставленный вопрос обязательно записывается. Возможная трудность. При ответе на вопрос: «Что называют слова, к которым ты задаёшь вопрос?» — ученики не могут сформулировать правильный ответ, так как слово признак не является для них актуальным, более того, значения этого слова ученики могут не знать. Следовательно, необходимо организовать наблюдение и обсуждение, в ходе которого ученики смогут прийти к выводу, что слова, к которым они задают вопросы какой? какая? какое? какие? более подробно описывают предмет, указывают на его отличительную черту среди других предметов. Чтобы направить рассуждение учеников в правильное русло, можно записать предварительно на доске словосочетания дом каменный, дом деревянный, дом кирпичный, дом большой и т. п. и попросить учеников ответить на вопрос: какие слова помогают назвать особенность предмета, указывают на его признак? |
5 | Обобщение результатов наблюдения | Как итог упражнения читается рубрика «Тайны языка». После чтения рубрики можно вернуться к упр. 2 и предложить задание: «Назовите имена прилагательные». |
6 | Первичное закрепление материала | Упражнение 3 (работа в паре) — закрепление понятия «имена прилагательные», дифференциация имён существительных и имён прилагательных, обучение умению правильно выделять среди данных слов имена прилагательные. Выполняется письменно, фронтально, с развёрнутыми комментариями хода рассуждения. Перед началом выполнения ученики записывают на строке: «Имена прилагательные», а рядом — вопрос к первому найденному имени прилагательному (в скобках) и само имя прилагательное. Учитель обращает внимание на необходимость ставить вопросительный знак после вопросительного слова. |
7 | Первичное закрепление материала | Упражнение 4 — поиск имён прилагательных и развитие умения задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Разбирается упражнение фронтально, устно, запись учащиеся делают самостоятельно, с опорой на образец, написанный на доске: ветер (какой?) лёгкий. В процессе выполнения последнего задания упражнения появляется запись: цветы (какие?) чудесные, красивые и т. п. |
8 | Наблюдение | Упражнение 5 — наблюдение за словами, не называющими предметы и их признаки. Наблюдение организовано по принципу «от обратного»: выписываемые слова не являются ни существительными, ни прилагательными, поэтому при выполнении первой части упражнения отрабатывается представление о признаках существительных и прилагательных и лишь во второй части проводится наблюдение за глаголами. Выполняется фронтально, письменно, с подробными комментариями хода рассуждений. Обязательное условие при отнесении слова либо к существительным, либо к прилагательным — указать значение слова и вопрос, на который оно отвечает. После записи слов синеет, гуляет, поёт, смотрит, бегает, растёт, летает, учиться, веселиться ученики подбирают вопросы, на которые отвечают эти слова (что делает? что делать?), и определяют общее значение слов. Помощь в выполнении заданий можно организовать по образцу выполнения упр. 2 |
9 | Обобщение результатов наблюдения | Рубрика «Тайны языка» обобщает результаты наблюдений в упр. 5 |
10 | Первичное закрепление материала | Упражнение 6 (работа в паре) — поиск глаголов в тексте. Выполняется письменно, в парах, с последующей проверкой. Учитель просит найти и выписать четыре глагола. Вариант выполнения. Фронтально, устно: текст читает учитель, ученики анализируют каждое предложение. Возможная трудность. Неправильная запись вопросов. Помощь. Перед началом выполнения упражнения учитель пишет на доске вопросы, читает их орфоэпически, а класс хором — орфографически. |
11 | Дополнительный материал | Дополнительная работа Прочитать написанную на доске загадку и отгадать её. Был белый дом, Чудесный дом, И что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо — Такое тёплое, такое Пушистое и золотое. (К. Чуковский) После обсуждения отгадки (яйцо и цыплёнок) разделить страницу на три столбика, озаглавить столбики так: Имя сущ. Имя прил. Гл. Учитель обращает внимание учеников на возможность сокращённой записи названий частей речи: имя сущ., имя прил., гл. Важно напомнить учащимся о необходимости задавать к словам вопросы. Возможная трудность. Ученики могут выписать местоимение такое, задав к нему вопрос какое? Учитель сообщает, что писать это слово не нужно, такие слова будут изучаться в средней школе. Запись выглядит так: Имя сущ. Имя прил. Гл. дом чудо белый чудесный живое тёплое пушистое золотое был застучало разбился выбежало Обратите внимание. Ученики познакомились с именем существительным, именем прилагательным и глаголом на основании вопросов и значения этих частей речи, однако термин «часть речи» в учебнике на этом уроке не вводится. Но на последующих уроках во 2 классе, когда ученики продолжат (в качестве дополнительного задания) опознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы, появится термин «часть речи». Поэтому рекомендуем, обобщая материал двух уроков, сказать ученикам, что они начали знакомство с частями речи, а подробно узнают о них позже |
12 | Дополнительный материал | Словарная работа. Записать слово ветер, подчеркнуть вторую букву е. Составить и записать предложение со словом ветер. Повторить написание словарных слов, с которыми познакомились на уроке 17: тетрадь, карандаш, телефон, берёза, мороженое. |
13 | Дополнительный материал | Каллиграфическая минутка. Проанализировать сходство и различия между прописными буквами Г, Р. Обратить внимание на особенность написания «шляпки» у заглавной буквы Р. Прописать последовательность букв Г, Р несколько раз. Следить за параллельностью букв. |
14 | Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |