Урок 18. Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Моделировать речевую ситуацию, при которой необходимо указывать профессию родителей; учить точности формулирования вопроса; знакомить со словами, отвечающими на вопросы «что делать?», «что сделать?» и т. п.; отработать навык постановки вопросов к словам и порядок действий при списывании
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, профессии, слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?», постановка вопросов к словам, слогоделение, словарные слова, работа в паре, знаки препинания в конце предложения, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — обсуждение речевой ситуации, при которой необходимо указывать профессии родителей. Следует предвидеть, что не все ученики знают точное название профессий своих родителей, а иногда даже сферу их деятельности. В этом случае учитель ориентирует класс на обсуждение известных ученика профессий. Названия упомянутых в стихотворении профессий — пилот, лётчик, милиционер, инженер, повар — учитель выписывает на доске, отмечая при этом, что слова пилот и лётчик по-разному называют одну и ту же профессию (термин «синонимы» не употребляется) |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Выполняется фронтально упражнение 2 (речь) в учебнике — обучение точности формулирования вопроса. Очень важно обсудить с учениками ситуации, при которых на первые два вопроса могут быть даны ответы, не связанные с профессией, например: «Кто твоя мама? — Мая мама — Ирина Николаевна», «Чем занимается твоя мама? — Моя мама пошла в магазин». (При анализе данного вопроса важно обратить внимание учеников на то, что отвечающий может указать занятие мамы в данный момент времени.) Подробная работа с предложенными вопросами призвана обратить внимание учеников на необходимость правильно выражать свои мысли, точно формулировать вопрос (аналогичная работа продолжится на уроках 19 и 23) |
4 | 4. Актуализация знаний | Выполняется упражнение 3 (язык) в учебнике — знакомство на основе наблюдения со словами, отвечающими на вопрос «что делает?». Категорически запрещается, как и в случаях со словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?», «какой?» и т. п., вводить термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»: вся работа по ознакомлению учеников со словами, отвечающими на различные вопросы, строится с опорой на конкретный языковой материал (тексты упражнений и рубрика) и является пропедевтикой к последующему изучению частей речи во 2 и 3 классах |
5 | 5. Этап усвоения новых знаний | Словарное слово учи́тель. При работе со словарными словами как в 1 классе, так и в последующих учитель использует те методические приёмы, которые кажутся ему наиболее оправданными, входят в его «методическую копилку»: ведение орфографического словарика, проработка значения и употребления словарных слов, составление с ними предложений и т. п. Место работы со словарными словами (начало, середина, конец урока) также определяется учителем по своему усмотрению |
6 | 6. Первичное закрепление материала | Выполняется фронтально упражнение 5 (язык) в учебнике — закрепление названий профессий, повторение порядка действий при списывании, знакомство с изменением формы слова (термин не используется) с опорой на речевой опыт учащихся. Учитель записывает на доске названия тех профессий, которые называют ученики. Вариант проведения. Учитель задаёт вопрос: «Ребята, а кем я работаю?» — и, получив ответ, записывает на доске: Светлана Николаевна работает учителем (учительницей). Для учеников 1 класса допустимо употребить в предложении существительное женского рода учительница, хотя стилистически правильным является употребление существительного мужского рода учитель. Не следует акцентировать внимание учеников на данном явлении, так как их опыт речевого общения пока не связан с текстами официально-делового стиля, в котором работает учителем является нормативным в отличие от работает учительницей (вариант разговорного стиля) |
7 | 7. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется письменно, фронтально упражнение 4 в рабочей тетради — закрепление умений определять, на какой вопрос отвечает слово, работать с группами родственных слов без использования терминологии). Возможны два пути: последовательно работать со словами-подсказками, определяя место записи каждого слова, или работать по строчкам, подбирая из слов-подсказок нужные слова для заполнения строчек. Дополнительные задания 1. Поставить в словах ударение. 2. Списать две любые строчки в рабочую тетрадь |
8 | 8. Дополнительный материал | Выполняется в классах с высоким темпом работы упражнение 4 (язык; если осталось время) в учебнике — отработка навыка постановки вопроса к словам, отвечающим на вопросы «что делает?», «что сделал?». После того как ученики назовут слова и учитель напишет их на доске, ученики списывают эти слова вместе с вопросами в тетрадь: (что делает?) отправляется, называется (что сделал?) ответил |
9 | 9. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
10 | 10. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — совершенствование графического навыка в процессе прописывания линий сложной конфигурации. Как и на предыдущем уроке, линии нужно писать за один приём, не отрывая ручки от листа тетради. При работе на первой строчке нужно очень внимательно следить за точками пересечения петель с линиями рабочей строки. Целесообразно перед работой на строке «прописывать» заданные линии в воздухе. После завершения работ на первых двух строчках можно предложить учащимся самим придумать линии сложной конфигурации. Каждый желающий выходит к доске и демонстрирует свою линию, потом на третьей и четвёртой строчке прописываются самые интересные, но доступные по уровню трудности линии |
11 | 11. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 3 в рабочей тетради — отработка умения делить слова на слоги, определять место ударения в словах. Первая часть задания (составление новых слов и их запись) выполняется письменно, в парах, вторая часть (постановка ударения, ответ на вопросы) выполняется фронтально. Возможная трудность. Если учащиеся неправильно разделят слова ласка и нитка на слоги (лас-ка вместо ла-ска, нит-ка вместо ни-тка), слова скала и ткани не получатся. После постановки ударения в словах учащиеся смотрят, изменился ли ударный слог (стоит говорить, что нужно обращать внимание именно на сам слог, ан е на место ударного слога). Можно предложить им пользоваться значками «=» и «[не равно]». Если ударный слог остался тем же, ставится знак «=», если изменился, ставится «[не равно]». Посчитав потом знаки, учащиеся сделают вывод, что ударный слог не изменился в четырёх случаях: рады — дыра, камыш — мышка, ласка — скала, кабан — банка |
12 | 12. Дополнительный материал | Упражнение 5 в рабочей тетради впервые организует работу с деформированным текстом, поэтому нужно максимально подробно разобрать последовательность действий. Выполняется фронтально. На доске необходимо продублировать материал упражнения, чтобы была возможность показать, как вносить исправления. Прежде всего учащиеся должны прочитать текст, в котором отсутствуют границы предложений. И прийти к выводу, что при такой записи понимание затруднено, поэтому изменения необходимы. Далее учитель просит прочитать самое начало и определить, где заканчивается первое предложение, напомнив, что предложение должно выражать законченную мысль. После выслушивания ответов и выбора правильного варианта учитель просит определить, какой знак должен быть поставлен в конце предложения. Ставится точка, строчная буква в слова он зачёркивается, пишет заглавная буква О. В таком же порядке идёт работа над следующими предложениями. Важно, чтобы при этом учащиеся были нацелены не на механическое деление текста на предложения, а на осознанный поиск такого фрагмента текста, который передаёт определённую мысль. Хорошо, если учащиеся сами обратят внимание на особую интонацию третьего предложения и предложат поставить в конце восклицательный знак; в случае необходимости учитель помогает им прийти к этому выводу. Завершатся работа обязательной проверкой: текст прочитывается ещё раз целиком, оценивается целесообразность сделанных изменений. Учителю нужно обязательно подойти к слабым учащимся и проверить, внесли ли они необходимые изменения, так как без этого невозможно правильное выполнение следующего упражнения. Упражнение 6 в рабочей тетради — закрепление результатов работы над предыдущим упражнением, отработка действия списывания в усложнённых условиях. Выполняется письменно, самостоятельно. Результат выполнения: Лёна мечтает стать капитаном корабля. Он будет плавать в разные страны. Это так интересно! А пока ему нужно хорошо учиться. Вариант выполнения. В очень слабом классе проводится фронтально с параллельной записью на доске. В ходе работы чётко контролируется постановка знака препинания в конце предложения. Написание с заглавной буквы первого слова следующего предложения. Для усиления контроля можно предложить учащимся подчёркивать знак в конце предложения и заглавную букву в начале |
13 | 13. Дополнительный материал | Рубрика «Переменка» в рабочей тетради. Ребус очень простой по способу разгадывания, но стоит остановиться на значении слова фрак. Идеальный вариант — показать картинку с изображением фрака. Толкование слова: «Фрак — верхняя часть мужского парадного костюма с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади» |
14 | 14. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |