Урок 18. Природа планет земной группы
Разработки уроков (конспекты уроков)
Среднее общее образование
Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (10-11)
Астрономия
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Исследовать особенности планет земной группы.
Задачи урока
- Исследовать основные характеристики планет земной группы (физические, химические), их строение, особенности рельефа и атмосферы; проанализировать характеристики спутников планет земной группы, их особенности и происхождение; сравнить характеристики Марса, Венеры и Меркурия с земными.
Виды деятельности
-
Строить логичные устные высказывания, выдвигать гипотезы, организовывать самостоятельную познавательную деятельность, работать с текстом научного содержания, интерпретировать результаты самостоятельной работы, осуществлять рефлексию деятельности на уроке.
Ключевые понятия
-
Планеты земной группы, Венера, Марс, Меркурий, Фобос, Деймос.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к деятельности | В ходе организации учителем обсуждения высказывания важно подчеркнуть познавательную ценность проводимых научных исследований планет, возможность получения сведений о Земле в ходе исследований других планет. |
2 | 2. Актуализация знаний учащихся | Учитель организует в формате мозгового штурма выполнение задания. При этом акцентируется внимание на исследовании планет земной группы, рассмотренном на предыдущем уроке. |
3 | 3. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | Учитель организует беседу о сходстве планет земной группы. При этом подчеркивается недостаточность представлений об уникальности и особенностях каждой из планет. Учащиеся формулируют цель урока и задачи, вопросы, на которые они хотели бы получить ответы в ходе обсуждения. |
4 | 4. Открытие нового знания учащимися | Учитель актуализирует знания о плане характеристики планет, разработанном при рассмотрении темы «Земля и Луна — двойная планета», организует обсуждение последовательности шагов в нем, подчеркивает значимость «Школьного астрономического календаря» для получения информации о характеристиках небесных тел, сопровождает процесс формирования трех групп учащихся для анализа характеристик одной из планет земной группы, сопровождает деятельность групп. |
5 | 5.1 Включение нового знания в систему | Учитель сопровождает представление результатов работы группы 1 по характеристике особенностей Меркурия. В процессе обсуждения акцентируется внимание на вытянутости его эллиптической орбиты и следствиях данной характеристики, значительной продолжительности солнечных суток, особенностях названий объектов на поверхности Меркурия, особой атмосфере, существующей только благодаря временному захвату атомов солнечного ветра и непрерывному их рассеиванию. Следует обратить внимание учащихся на возможность наблюдения прохождения Меркурия по диску Солнца и использования данного явления в научных целях. |
6 | 5.2 Включение нового знания в систему | Учитель сопровождает представление результатов работы группы 2 по характеристике особенностей Венеры. В процессе обсуждения акцентируется внимание на том, что атмосфера Венеры, первоначально сходная по химическому составу с атмосферами Земли и Марса, формировалась в особых условиях. Важно подвести учащихся к выводам о влиянии незначительного количества воды и большей (по сравнению с Марсом и Землей) близости к Солнцу. Подчеркиваются особенности обращения Венеры вокруг собственной оси, наличие широтных ветров в атмосфере. Анализируют возможности, которые открывает явление прохождения Венеры по диску Солнца. Акцентируется внимание на особенности температурного режима — на Венере практически не меняется температура при смене дня и ночи. |
7 | 5.3 Включение нового знания в систему | Учитель сопровождает представление результатов работы группы 3 по характеристике особенностей Марса. В процессе обсуждения акцентируется внимание на том, что вследствие выраженной эллиптической орбиты планеты каждые 15 — 17 лет происходит великое противостояние, при котором планета максимально приближается к Земле. Учитель обращает внимание на наличие смены времен года на планете, демонстрируя близость углов наклона оси вращения к плоскости орбиты для Марса и Земли. Подчеркивается особенность марсианского грунта — наличие сильно окисленных веществ. Анализируются особенности спутников Марса — Фобоса и Деймоса, подчеркивается их отличие от Луны. |
8 | 6. Рефлексия деятельности | Учитель при организации рефлексии деятельности на уроке подводит к мысли о различиях между Меркурием, Венерой и Марсом в сравнении с Землей: отсутствие на других планетах биосферы, отсутствие у них спутников планетоидного типа (спутники Марса относятся к астероидным телам), уникальность азотно-кислородной атмосферы Земли, наличие у Земли магнитного поля, достаточного для возникновения радиационных поясов. |