Урок 17. Жизнь и творчество К. Н. Батюшкова
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство учащихся с биографией и творчеством К. Н. Батюшкова
Задачи урока
- Осветить факты биографии К. Н. Батюшкова, его личность и характер творчества. Читать и анализировать лирические стихотворения поэта.
Виды деятельности
-
Лекция, работа с мультимедийными материалами, выразительное чтение, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
элегия, лирический герой, аллитерация, ассонанс, метафора, эпитет, анафора, антитеза
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания | Проверка домашнего задания: чтение и обсуждение мини-сочинений учащихся. |
2 | 2. Этап усвоения нового материала | Лекция учителя: знакомство с биографией К. Н. Батюшкова (см. учебник 1 ч. С. 179–186), с опорой на материалы объекта. |
3 | 3.1 Этап изучения нового материала. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Чтение и обсуждение стихотворений-элегий «Вакханка», «Есть наслаждение и в дикости лесов», «Мой гений». Прослушивание аудиозаписей. Фронтальная беседа по вопросам рубрик «Обсудим вместе», «Решаем читательские задачи» и «Литературная мастерская», с опорой на выполнение интерактивных заданий объекта. – Сравните героинь стихотворений «Вакханка» и «Мой гений»: в чём их индивидуальность? Чем они привлекают героя? – Как метафора «память сердца» раскрывается в элегии? Как вы думаете, кого поэт называет «мой гений» и в каком значении употребляет это слово? – Отметьте в элегии «Вакханка» цветовые эпитеты и метафоры, позволяющие передать красоту мира и наслаждение жизнью. Укажите, как с ними сочетаются слова, создающие звуковой фон произведения. |
4 | 3.2 Этап изучения нового материала | Задание рубрики «Литературная мастерская» лучше делать параллельно с повторным комментированным чтением стихотворения: Исследователь языка и стиля К.Н. Батюшкова Г.А. Гуковский писал, что слово в его стихотворениях нужно воспринимать не в прямом лексическом значении, а в связи со смысловыми ассоциациями — традицией использования в лирике и настроением, которое оно вызывает. Например, «…хмель, венец, пылающий, яркий, багрец, пурпуровый и т. д. — это слова-ноты определённой мелодии, слова, крепко связанные с ассоциацией не предметной, а душевной, психологической тональностью». Продолжите ассоциативный ряд, начатый исследователем, и назовите слова, которые, на ваш взгляд, тоже могут считаться не только символами, но и определёнными нотами, вызывающими яркое, праздничное настроение. Попробуйте вслед за литературоведом объяснить строчки из элегии «Вакханка»: «И уста, в которых тает Пурпуровый виноград». «Ведь не ест же она на бегу виноград! — замечает Гуковский. — И ведь не похожи же её губы на виноград (это было бы ужасно)». В случае затруднений, можно воспользоваться предположением Гуковского: «Виноград, пурпур, тает — это у Батюшкова не предмет, цвет и действие, а мысли и чувства, привычно сопряжённые с этим предметом, цветом и действием». – «Отгадайте, на что я начинаю сердиться, — писал Батюшков Н.И. Гнедичу. — На что? На русский язык и на наших писателей <...> Что за ы? Что за щ? Что за ш, ший, щий, при, тры?..» |
5 | 3.3 Этап изучения нового материала | Найдите в стихотворениях К.Н. Батюшкова аллитерации и ассонансы и постарайтесь объяснить, какую роль они играют в тексте. |
6 | 3.4 Этап изучения нового материала | – Как бы вы определили тему стихотворения «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (перевод лирического фрагмента из произведения Дж. Байрона)? Можно ли утверждать, что лирический герой обретает душевную гармонию? – Какой композиционный приём лежит в основе стихотворения «Есть наслаждение и в дикости лесов…»? Какую роль играет природа в жизни лирического героя и человека вообще? |
7 | 3.5 Этап изучения нового материала | – Какие строки в стихотворении «Есть наслаждение и в дикости лесов…» напоминают «Невыразимое» В.А. Жуковского? Сделайте вывод о перекличке образов и тем в творчестве этих поэтов. |
8 | 4. Информация о домашнем задании | Выполнить письменное задание в тетради. 1. «О характере певца судить не можно по словам, которые он поёт, но можно, по крайней мере, догадаться о нём по выражению голоса и изменениям напева… Неужели Батюшков на деле то же, что в стихах?» — удивлялся П.А. Вяземский. Охарактеризуйте лирического героя в каждом из стихотворений Батюшкова и скажите, какая лирическая маска, по-вашему, наиболее близка самому поэту? |