Урок 17. Язык изобразительного искусства *
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК Даниловой. Искусство (8-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
повторить и обобщить ранее изученное об изобразительном искусстве
Задачи урока
- – понимать основы изобразительной грамоты, уметь использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности;
- – практически овладевать средствами художественного изображения.
- – развивать навыки работы с первоисточниками, умение ставить вопросы, давать определение понятий, систематизировать прочитанное.
Виды деятельности
-
Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий. Работа с учебной и справочной литературой.
Ключевые понятия
-
Изобразительное искусство и его виды. Визуальное восприятие. Способы и средства изображения. Композиционный замысел. Перспектива. Ритм, светотень, линия, контраст, нюанс, текстура, фактура.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1.Мотивация к учебной деятельности | Интеллектуальная разминка. Учащимся предлагается высказать своё мнение по поводу высказывания итальянского художника. Ответы учащихся и их обобщение. |
2 | 2. Целеполагание | В процессе работы с учебником (раздел 11.1 «Как понять изображение») учащиеся составляют вопросы к его тексту. Затем они обмениваются полученной информацией, задают вопросы и отвечают на них. Учитель корректирует действия класса, дополняет их ответы, если это необходимо. На данном этапе урока учитель может внимательно рассмотреть с учащимися иллюстрацию картины И. И. Фирсова «Юный живописец» в учебнике, а затем привлечь интерактивный контент (просмотр видеоролика). После этого учащимся можно предложить самостоятельно составить несколько вопросов для обсуждения этой картины. Кроме того, учитель может использовать это обсуждение картины в целях повторения ранее изученного (тема и сюжет, средства выразительности, жанровая специфика и особенности композиции), развития ассоциативного мышления (межпредметные связи с литературой), а также дальнейшего развития понятийного аппарата (скульптура, натюрморт, бюст, манекен, мольберт и др.). Как вариант, можно использовать учебный фильм о средствах выразительности в изобразительных искусствах. |
3 | 3. Открытие новых знаний | Главный разговор на уроке – о способах и средствах изображения. Начать можно с понятия «перспектива» (см. раздел 11.2, с. 142–144). Затем учащиеся работают с текстом учебника и с интерактивным контентом «Воздушная перспектива» и «Линейная перспектива». Для закрепления учащиеся выполняют интерактивное задание, при выполнении которого они должны соединить понятие с его определением. |
4 | 4. Первичное закрепление | Далее класс можно разделить на несколько групп, каждая из которых работает по предложенному учителем заданию, а именно: определяет художественную роль указанного средства выразительности и подбирает известные примеры для иллюстрации своего ответа. Например: 1 группа – ритм; 2 группа – светотень; 3 группа – линия; 4 группа – контрасты и нюансы; 5 группа – текстура и фактура. Остальная часть класса делает соответствующие записи в тетрадях или заполняет таблицу. |
5 | 5. Самостоятельная работа с самопроверкой | На завершающем этапе учащиеся разгадывают кроссворд (задание 25 в рабочей тетради) и называют выделенное слово в клетках по вертикали. Учитель собирает работы учащихся, обобщает ответы и делает выводы о работе класса в целом. |
6 | 6. Итог урока | Учащиеся начинают выполнять задание 24 в рабочей тетради и продолжают его дома. Учитель комментирует домашнее задание. |