Урок 17. Тема «Произведения о детях». Н. Носов «Заплатка». Дополнительное чтение. Н. Носов «На горке». П. Воронько «Мальчик Помогай»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Формировать нравственные понятия «труд–лень», «зло–добро», «правда–кривда», «честь–бесчестье», «дружба», «сотрудничество» и т. п.;
- учить правильно называть произведение (книгу);
- развивать учебные и читательские умения: сравнивать стихотворения, рассказы, сказки;
- выделять главную мысль произведения;
- делить текст на части и составлять схематический план;
- соотносить пословицы с произведением.
Виды деятельности
-
Выделять в тексте пословицы о труде;
называть правильно произведения (фамилия автора и заголовок);
делить текст на части;
составлять схематический план;
определять главную мысль (Что хотел сказать автор? Чему учит это произведение?);
учить наизусть стихотворения;
различать поговорки по темам.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, рассказ, Н. Носов
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: литературный диктант | – Ребята, посмотрите, сегодня я вам приготовила листочки для проведения литературного диктанта. Давайте вспомним фамилии писателей, с произведениями которых мы с вами уже знакомились. (Учитель читает имена и отчества писателей, а ученикам необходимо записать фамилии писателей.) – Агния Львовна, Сергей Алексеевич, Евгений Андреевич, Валентина Александровна. – Затем организуется проверка: Барто, Баруздин, Пермяк, Осеева. – Самооценка работ учащихся. |
2 | 2. Выявление читательского опыта: актуализация имеющихся знаний | – Ребята, что объединяет этих авторов? (Произведения о детях.) – Вспомните и назовите произведения этих авторов. – А теперь вспомним рассказ Евгения Андреевича, с которым мы познакомились на прошлом уроке. Проверка домашнего задания (краткий пересказ). |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Слушание рассказа Н. Носова «Заплатка» (учитель читает, ученики следят по тексту). – Понравилось произведение? Чем? – Обратите внимание на модель. Проверьте, подходит ли она к нашему произведению. Почему? (Учитель демонстрирует модель обложки с ошибкой. Например, в центре треугольник, окрашенный жёлтым цветом.) |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Кто главный герой рассказа? (Бобка.) – Чем хвастался Бобка? Прочитайте. – Почему Бобка решил сам пришить заплатку на свои штаны? Как он это делал? Прочитайте. – Как ребята оценили работу Бобки? Прочитайте. – Самостоятельно прочитайте рассказ и подумайте, на сколько частей его можно разделить. (4.) – Составим план произведения. (Ученики перечитывают отрывки и составляют план рассказа.) – Деление текста на части под руководством учителя. Составление схематического плана, ученики работают на отдельных листочках. |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | – Каким вы представляете Бобку? Как автор относится к мальчику? – Расскажите. |
6 | 6. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Послушайте стихотворение Платона Воронько «Мальчик Помогай». (Текст размещён в «Учебной хрестоматии», 2 класс, 1 часть / авт.–сост. Л. А. Ефросинина.) – О ком это стихотворение? – Какое настроение оно вызывает? – Каким вы представили мальчика? – Прочитайте. Найдите рифмы. |
7 | 7. Обобщение изученного: сравнение произведений | – Сравните произведения Носова и Воронько. – О ком эти произведения? – Какие герои похожи? Объясните свой ответ. – Рассмотрите модели обложек. Укажите, какие подходят к произведениям, с которыми мы познакомились сегодня на уроке. – Что общего у этих произведений? (Они о детях.) |
8 | 8. Обобщение изученного: сравнение произведений | – Прочитайте пословицы. – Какие из них подходят к рассказу Носова? |
9 | 9. Рекомендации для самостоятельной работы дома | – Выразительное чтение одного из произведений (памятка 1). – Найдите книги Н. Носова о детях и прочитайте один из рассказов. |