Урок 17. Метр. Соотношения между единицами длины
Обобщить знания учащихся о единице длины — метре
Научить учащихся выполнять практические измерения с помощью инструментов (метровой линейкой, рулеткой) и действия с величинами. Закреплять у учащихся знания табличных случаев сложения и вычитания, последовательности двузначных чисел в натуральном ряду; умения сравнивать двузначные числа, конструировать и решать текстовые арифметические задачи. Развивать у учащихся пространственные представления. Формировать у учащихся навыки логических рассуждений
Воспроизводить соотношения между единицами длины (м, дм, см). Проводить практические измерения с помощью инструментов (линейки, метровой линейки, рулетки) и необходимые расчёты с величинами. Выполнять измерения на глаз и осуществлять самоконтроль с помощью измерительных инструментов. Воспроизводить результаты табличных случаев сложения и вычитания. Выстраивать последовательность двузначных чисел в натуральном ряду. Сравнивать двузначные числа и результаты сравнения фиксировать на схемах (в графах). Конструировать арифметические задачи (придумывать вопрос, дополнять условие). Определять арифметические действия для решения задач. Находить и показывать на рисунках луч. Видоизменять геометрические фигуры. Строить логические рассуждения и обосновывать их в процессе решения задач
-
Метр
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Предложенные младшим школьникам задания способствуют отработке на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению требований учебной деятельности. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Задания, предложенные на данном этапе урока, помогают учителю обобщить багаж знаний учащихся и их личный опыт работы с материалом. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Работа с заданием № 11 учебника |
4 | 4. Целеполагание | Работа с заданием № 7 учебника. Сначала лучше разобрать второй вопрос, так как выполнить это задание можно с опорой на модели. Попросите учащихся положить перед собой оранжевую и белую палочки. Длина оранжевой палочки — 10 см, или 1 дм, а белой — 1 см. Скажите детям, что роль рейки у нас будет играть оранжевая палочка, так как её длина — 1 дм. Выложим вдоль оранжевой палочки белые палочки. Их получится 10. Так как длина каждой белой палочки равна 1 см, то видно, что в оранжевой палочке укладывается 5 раз по 2 см. Следовательно, чтобы отпилить от рейки кусок длиной 1 дм, надо отмерить 5 раз по 2 см. Теперь можно переходить к первому вопросу. Предложите детям выполнить это задание самостоятельно. Но для того, чтобы ученики мог ли действовать по аналогии с предыдущим случаем, предварительно вспомните с ними, что 1 м — это 10 дм, а 20 см — это 2 дм. |
5 | 5.1 Открытие новых знаний | Работа с заданием № 23 учебника. Работа с геометрическим материалом. |
6 | 5.2. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 17 учебника. Это логическая задача. Перед её решением проследите ход рассуждений в аналогичной ситуации с опорой на наглядность. Возьмите непрозрачный пакет и на глазах детей положите в него, например, 2 яблока и 3 груши (или любые другие предметы разной формы, которые легко узнать на ощупь). Далее работу организуем следующим образом. Спросите учащихся: «Сколько в пакете груши сколько яблок? (3 груши и 2 яблока.) Давайте подумаем, сколько раз можно вытащить по одному фрукту, чтобы обязательно достать грушу. Смотрите, я вытаскиваю один фрукт. (Рука учителя в пакете.) Обязательно ли это груша? (Нет, так как в пакете не только груши, но и 2 яблока.)» Учитель вытаскивает яблоко. «Действительно, в первый раз я могу вытащить не грушу, а яблоко. Сколько груш и яблок теперь осталось в пакете? (3 груши и 1 яблоко.) Вытаскиваю фрукт второй раз. Как вы думаете, это обязательно груша? (Нет, так как в пакете остались не только груши, но и 1 яблоко.)» Учитель опять вытаскивает яблоко. «Второй раз я снова могу вытащить яблоко. Сколько груш и яблок осталось в пакете? (3 груши и ни одного яблока.) Буду вытаскивать в третий раз. Как вы считаете, это обязательно груша? (Да, так как в пакете яблок больше нет.)» Делаем вывод: число возможных попыток у нас зависело не от числа груш, а от числа яблок. Положите яблоки в пакет и поставь те перед детьми следующую проблему: «Сколько раз нужно вытащить по одному фрукту, чтобы обязательно достать яблоко?» Ученики быстро сообразят, что число попыток в этом случае зависит не от числа яблок, а уже от числа груш. Так как в пакете 3 груши, то мы можем гарантировать, что только в четвёртый раз обязательно достанем яблоко. Теперь можно переходить к задаче, сформулированной в учебнике. Рассуждаем аналогично и приходим к следующим выводам: 1) так как в коробке 4 плитки шоколада «Люкс», то надо взять 5 плиток шоколада, чтобы вытащить «Алёнку»; 2) так как в коробке 3 плитки шоколада «Алён ка», то надо взять 4 плитки, чтобы обязательно вытащить «Люкс». Интерактивное задание. Запишите решение и ответ задачи |
7 | 6.1. Первичное закрепление | Работа с заданием № 18 учебника. Задача не является сложной, и её решение не должно вызвать у учащихся затруднения. Сложности могут возникнуть при восприятии текста, содержащего непривычные для детей слова и новую единицу длины — аршин. Поэтому следует прочитать задачу вслух и разобрать её содержание со всем классом. Оформить решение можно так: 1) 6 + 2 = 8 (аршин), 2) 8 + 2 = 10 (аршин). От вет: 10 аршин. |
8 | 6.2. Первичное закрепление | Работа с заданием № 20 учебника |
9 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 13 учебника. Для того чтобы из предложенного текста получилась задача, в каждом случае необходимо дополнить условие и придумать вопрос. Постарайтесь выслушать и разобрать как можно больше вариантов задач, предложенных детьми, и проведите их сравнительный анализ. |