Урок 17. Две группы планет
Разработки уроков (конспекты уроков)
Среднее общее образование
Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (10-11)
Астрономия
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Формировать у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа, закреплять навыки действий по использованию знаний о характеристиках двух групп планет Солнечной системы.
Задачи урока
- Исследовать внутригрупповую общность планет земной группы и планет-гигантов; анализировать сходства и различия планет Солнечной системы по химическому составу, обусловленные единством происхождения тел Солнечной системы; выделять критерии, по которым планеты Солнечной системы обладают максимальным различием.
Виды деятельности
-
Строить логичные устные высказывания, выдвигать гипотезы, интерпретировать визуальную информацию, формулировать выводы, ставить цели познавательной деятельности, определять необходимые для реализации цели ресурсы, планировать познавательную деятельность, устанавливать контакт в группе сверстников, участвовать в совместной деятельности, представлять результаты работы группы, осуществлять рефлексию деятельности на уроке.
Ключевые понятия
-
Плотность планет, химический состав атмосферы планет земной группы и планет-гигантов, массы планет земной группы и планет-гигантов.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к деятельности | В ходе организации учителем обсуждения высказывания важно подчеркнуть познавательную ценность проводимых научных исследований Луны, возможность получения сведений о Земле в ходе исследований Луны. |
2 | 2.1 Актуализация знаний учащихся | Учитель организует фронтальное обсуждение ответов на вопросы. Акцентируется внимание на четкости указаний на причинно-следственные связи: при формулировке ответа в первую очередь должно быть указано отличительное свойство (например, строение Земли и специфичность ее оболочек при рассмотрении сейсмических свойств планет), затем его следствие (например, особенности распространения сейсмических волн в каждой из оболочек). |
3 | 2.2 Актуализация знаний учащихся | Учитель предлагает выполнить решение задач фронтально. Важно подчеркнуть применение физических закономерностей при решении задач. Для задачи 2 допустимо (в зависимости от профиля обучения школьников) частичное выполнение — учитель может попросить сделать чертёж и ограничиться этим. |
4 | 2.3 Актуализация знаний учащихся | При обсуждении результатов выполнения практической работы подчеркивается необходимость постановки цели при наблюдении, использовании существующих карт Луны. Учащимся необходимо назвать объекты лунной поверхности, которые можно наблюдать как невооруженным глазом, так и в бинокль, а также те элементы, которые удалось увидеть только при наличии бинокля. В выводе необходимо подчеркнуть связь между временем наблюдения (фазой Луны) и возможностью фиксации отдельных элементов поверхности спутника. |
5 | 3.1 Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | Учитель организует беседу, в результате которой учащиеся должны актуализировать разработанный на предыдущем уроке план характеристики планет, озвучить известные на данный момент общие характеристики каждой из двух групп планет, их различия. Учитель подчеркивает недостаточность знаний, невозможность полного описания характеристик планет. Формулируется тема урока. |
6 | 3.2 Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | Учащимся предлагается в ходе мозгового штурма сформулировать цель практической работы. Далее учитель предлагает перечислить те материалы, которые понадобятся при выполнении практической работы. Учащиеся должны назвать справочные материалы и «Школьный астрономически календарь» на учебный год. |
7 | 4. Построение плана по разрешению затруднений | Учащиеся, используя материал § 15, Приложения VI, «Школьного астрономического календаря», самостоятельно формулируют этапы проведения практической работы в соответствии с ее целью. Далее учитель сопровождает совместную выработку плана выполнения практической работы. В результате формулируются общие шаги, которые отображаются на экране. |
8 | 5.1 Реализация выработанного плана деятельности и осуществление самостоятельной работы | Учитель сопровождает самостоятельную деятельность учащихся, комментирует выявленные недочеты. |
9 | 5.2 Реализация выработанного плана деятельности и осуществление самостоятельной работы | Учитель предлагает, используя данные Приложения VIII учебника, охарактеризовать цель и результат запуска космических аппаратов к планетам Солнечной системы. Подчеркивается высокий уровень технического исполнения данных аппаратов, анализируются условия их работы в космическом пространстве. Учащиеся подводятся к выводу о значительном расширении наших представлений о Земле при изучении других планет Солнечной системы. |
10 | 6. Включение в систему знаний | Учитель при ответе учащихся на вопросы, представленные на экране, акцентирует внимание на причинно-следственных связях возникновения различий между двумя группами планет Солнечной системы. Важно обратить внимание учащихся на сходства групп, вызванные природной общностью всех тел Солнечной системы, и различия, определяемые особенностью этапов формирования планет совместно с Солнцем. |
11 | 7. Рефлексия деятельности | Учитель при организации рефлексии практической деятельности подводит к мысли об использовании комплексных знаний из нескольких наук, что подчеркивает интеграцию астрономии, химии и т. д., возможности применения справочных материалов при анализе различных элементов астрономического содержания. |