Урок 17. Баллада В. А. Жуковского «Лесной царь»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя. 2. Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики. 3. Изучить балладу “Лесной царь”.
Задачи урока
- 1. Эмоциональное развитие на материале «романтики ужасов».
- 2. Приобщение к историческим сюжетам.
- 3. Усвоение и актуализация литературоведческого термина «баллада».
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, рассказывание, выразительное чтение
Ключевые понятия
-
Баллада, сюжет, жанровые особенности баллады, сюжет в балладе, Жуковский В. А.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Проверка домашнего задания | Ребята отвечают на вопросы: 1. Как оценивал А. С. Пушкин творчество В. А. Жуковского? Поясните его слова. 2. Какой поэзией особенно интересовался Жуковский и в каком журнале появилось его первое стихотворение? Как оно называлось? 3. Сколько баллад принадлежит перу Жуковского? Как вы понимаете его слова: «Переводчик прозы — раб, переводчик поэзии — соперник»? При ответе на этот вопрос обратитесь также к эпиграфу, словам Н. В. Гоголя: «Не знаешь, как назвать его — переводчиком или оригинальным поэтом. Переводчик теряет свою собственную личность, но Жуковский показал её больше всех наших поэтов». Как слова писателя соотносятся с признанием самого Жуковского? |
2 | 2. Выразительное чтение баллады | Учитель читает балладу “Лесной царь”. Класс отвечает на вопросы: 1. Какое настроение создала у вас эта баллада? Какие строки произвели на вас наибольшее впечатление? Почему? 2. Как вы думаете, какое чувство усиливается в балладе ближе к финалу? Прочитайте строки баллады так, чтобы передать это чувство. 3. Прочитайте балладу по ролям, передавая настроение и чувства каждого героя. |
3 | 3.1. Этап усвоения нового материала | Учитель рассказывает классу о балладе «Лесной царь»: • Фантастический сюжет. • «Романтика ужасов» в балладе. • Диалогичность произведения. • «Лесной царь» Жуковского и «Лесной царь» Гёте. Гёте писал, что автор баллад «пользуется всеми тремя основными видами поэзии, чтобы прежде всего выразить то, что должно возбуждать воображение и привлекать внимание; он может начать лирически, эпически, драматически и, меняя по желанию формы, продолжать спешить к концу или отодвигать его всё дальше и дальше». Подтвердите эту мысль, обратившись к тексту баллады. Укажите, как создаётся драматизм поэтического текста. Иными словами, учитель снова напоминает ученикам о слиянии в балладе эпических, лирических и драматических черт. Можно вспомнить определение баллады и определить, фантастическая или историческая баллада Жуковского. Баллада очень музыкальна — на данном этапе урока можно предложить учащимся послушать исполнение произведения на языке оригинала под музыку Ф. Шуберта. Вопросы для обсуждения: 1. Соответствует ли музыка Шуберта вашему восприятию баллады? Как с помощью музыкальных фраз передаётся настроение произведения, его ритм? 2. Каким представляется вам Лесной царь в музыкальной интерпретации? Как правило, детей удивляет мягкая и ласковая интонация, с которой Лесной царь обращается к младенцу. Высказываются предположе ния, что он хочет заманить, привлечь, очаровать ребёнка. Только в финале произведения интонация царя меняется, становясь грозной. |
4 | 3.2. Этап усвоения нового материала | После знакомства с музыкальным произведением, целесообразно познакомить учеников с фрагментами статьи М. И. Цветаевой «Два „Лесных царя“», чтобы провести сопоставительный анализ и выявить своеобразие баллады В. А. Жуковского. |
5 | 4.1. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Поэтесса Марина Ивановна Цветаева (см. объект) посвятила балладе статью под названием «Два „Лесных царя“». В ней она приводит подстрочник (дословный перевод) баллады И. В. Гёте. См. объект. Далее Цветаева сопоставляет тексты Гёте и Жуковского и делает следующий вывод: «Вещи равновелики. Лучше перевести „Лесного царя“, чем это сделал Жуковский, — нельзя. И не должно пытаться. За столетие давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой „Лесной царь“». 1. Проведите свой сопоставительный анализ текстов. Обратите внимание на следующее. Как изображён Лесной царь у Гёте и у Жуковского. У кого он, по-вашему, страшнее? В каком произведении ездок больше волнуется? С помощью каких художественных средств передаётся его тревога? Финал какого произведения, по-вашему, трагичнее? По-чему? Как создаётся напряжённость финала? Учащиеся обычно без труда приходят к выводу, что трагизм баллады Гёте значительно смягчается Жуковским: ребёнок показан продрогшим и больным, так что весьма возможно, что в финале младенец умирает от болезни, а не от злых чар Лесного царя, как в балладе Гёте. 2. Поразмышляйте над выводом, сделанным М. И. Цветаевой. Выскажите свою точку зрения и докажите её. В финале урока ещё раз стоит вернуться к словам Жуковского о том, что «переводчик прозы — раб, а переводчик поэзии — соперник». |
6 | 4.2. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Теперь ребята могут более обоснованно высказать свою точку зрения. В том случае, если работа по сопоставлению текстов не была закончена на уроке, учащиеся завершают её дома самостоятельно или на следующем уроке под руководством учителя, в зависимости от уровня подготовленности класса. |
7 | 5.1. Итоговое задание | Ребята отвечают на вопросы: 1. Перескажите сюжет баллады. В чём заключается его фантастичность? 2. Как проявляется в балладе «романтика ужасов»? С какими образами она связана? 3. Каким предстаёт перед нами Лесной царь? Охарактеризуйте его. 4. Сравните картины, которые видят отец и сын. Как вы думаете, почему отец не видит Лесного царя? (Этот вопрос можно распределить по вариантам.) 5. Почему мы называем это произведение балладой? Аргументируйте свой ответ, обращаясь к художественному тексту. Выполняют тестовые задания. |
8 | 5.2. Итоговое задание | Ребята отвечают на вопросы |
9 | 5.3. Итоговое задание | Ребята отвечают на вопросы |
10 | 5.4. Итоговое задание | Ребята отвечают на вопросы |
11 | 5.5. Итоговое задание | Ребята отвечают на вопросы. |
12 | 6. Информация о домашнем задании | Просмотр иллюстрации к балладе «Лесной царь». Домашнее задание: 1. Завершить работу по сопоставлению текстов. 2. Выучить балладу «Лесной царь» наизусть. 3. Посмотреть иллюстрации к балладе других художников. Создать свою иллюстрацию к балладе. |