Урок 16. Устная речь: рассказ о месте, в котором живёшь. Знакомство с образованием слов в русском языке
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Моделировать речевую ситуацию рассказа о месте, где живут ученики; наблюдать образование слов в русском языке; закрепить правило переноса слов
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, словообразование, постановка вопросов к словам, собственные имена, правописание собственных имён, работа в паре, словарные слова, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется упражнение 1 (язык) в учебнике — повторение материала предыдущего урока. В классах с высоким уровнем подготовленности учеников может не проводиться |
3 | 3. Актуализация знаний | Повторение материала предыдущего урока |
4 | 4. Этап усвоения новых знаний | |
5 | 5. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 2 (речь) в учебнике — моделирование речевой ситуации рассказа о месте, в котором живёшь. Текст читает учитель. Вопросы у тексту учитель может задать в свободной форме. Если ученики испытывают затруднения, отвечая на вопросы, учителю следует познакомить их с какими-то интересными сведениями о том городе (селе, деревне), где они живут. Затем, опираясь на рассказ учителя, ученики отвечают на вопросы упражнения. |
6 | 6. Актуализация знаний | Рубрика «Давай подумаем» в учебнике организует наблюдение за образованием слов в русском языке. Текст рубрики читает учитель. Вторую часть рубрики для классов с высоким уровнем подготовленности можно озвучить следующим образом: «Ребята, подумайте, какое слово имеет значение «находящийся в Москве»? Как называют жителей России? Какое слово имеет значение «находящийся в Туле или связанный с ней»? Не рекомендуется на данном этапе приводить дополнительные примеры |
7 | 7. Актуализация знаний | Не рекомендуется на данном этапе приводить дополнительные примеры |
8 | 8. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» в учебнике подводит итоги наблюдения и знакомит с образованием слов в русском языке. Обратите внимание. Практически весь языковой материал первого класса является пропедевтическим и направлен на формирование мотивации к изучению русского языка. В связи с этим не рекомендуется перегружать этот и последующий уроки дополнительными примерами (если это не предусмотрено заданием к упражнению или рекомендациями авторов). Целесообразно сосредоточиться на наблюдении за примерами, языковыми закономерностями или на отработке приёмов анализа языковых единиц, которые предлагаются в учебнике. На данном уроке ученики знакомятся с приёмом развёрнутого толкования слова — приёмом, помогающим установить словообразовательные связи между словами |
9 | 9. Первичное закрепление материала | Выполняется упражнение 3 (язык; работа в парах) в учебнике — закрепление материала предшествующих рубрик. Выполняется в парах только сильными учениками, в остальных классах — фронтально. Учитель записывает на доске ответы учащихся. Не следует добиваться от учеников точного развернутого толкования; достаточными являются краткие ответы: городской — город, морозный — мороз, ледяной — лёд. Дополнительное задание. В классах с высоким темпом работы можно предложить подумать над вопросом: «Ребята, а каким слова, отвечающие на вопрос «какой?», будут образованы от оставшихся слов — Самара, море, гора, след?» Возможные варианты ответов: самарский, морской, горный и горский, следовой. Если слово следовой будет названо детьми, следует убедиться, что им понятно его значение («имеющий отношение к следу, следам»; слово используется как специальный термин, например контрольная следовая полоса на границе). Если прилагательное следовой на уроке не прозвучало, учителю не стоит привлекать внимание к этому вопросу |
10 | 10. Первичное закрепление материала | Дополнительное задание. В классах с высоким темпом работы можно предложить подумать над вопросом: «Ребята, а каким слова, отвечающие на вопрос «какой?», будут образованы от оставшихся слов — Самара, море, гора, след?» Возможные варианты ответов: самарский, морской, горный и горский, следовой. Если слово следовой будет названо детьми, следует убедиться, что им понятно его значение («имеющий отношение к следу, следам»; слово используется как специальный термин, например контрольная следовая полоса на границе). Если прилагательное следовой на уроке не прозвучало, учителю не стоит привлекать внимание к этому вопросу |
11 | 11. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 4 (язык) в учебнике — закрепление правила переноса слов. В зависимости от темпа работы класса выполняется частично (например, выписать из упражнения 1 слова, которые нельзя перенести, — очень, свою) или в полном объёме. Сильным ученикам может быть предложено для самостоятельной работы (полностью или частично) |
12 | 12. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 5 в рабочей тетради — работа над умением давать развёрнутое толкование слова, находить слово, от которого образовано данное. Выполняется фронтально, при необходимости учитель оказывает помощь. Примерное рассуждение может быть таким: «Домашний — связанный с домом; слово домашний образовано от слова дом». При работе со словом владимирский стоит предупредить возможную ошибку и до записи названия города Владимир спросить, с какой буквы будет писаться это слово. Дополнительные задания 1. Задать вопрос к словам, написанным на строчках первыми. 2. Определить, что объединяет эти слова. (Все слова отвечают на вопрос «какой?», во всех ударным является второй слог.) |
13 | 13. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
14 | 14. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 2 в рабочей тетради — совершенствование графического навыка в процессе написания заглавных и строчных букв Я, Ф, я, ф. Как обычно, необходимо попросить учащихся обратить внимание как на сходство, так и на различия между буквами. На третьей строчке можно предложить написать строчные буквы ф, х. Четвёртую можно использовать: а) для записи подобранных учениками слов с буквами Я и Ф в начале слова, с буквами я и ф в середине слова; б) для записи буквосочетаний Ях, ях, яф, Фх, фх, фя |
15 | 15. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 3 в рабочей тетради — развитие внимания к месту ударения в слове в процессе наблюдения за омо́графами (термин не используется), встретившимися в стихотворении. Сначала учащимся предлагается самостоятельно прочитать стихотворение, подчеркнуть нужные слова, поставить в них знак ударения. Потом хорошо читающий ученик читает стихотворение вслух. Для этого можно поработать с текстом по частям, анализируя встретившиеся омографы. При необходимости нужно объяснить значение слов белки́ и пиро́ги. (Белки́ — множественное число слова бело́к — часть яйца; пиро́ги — множественное число слова пиро́га — узкая длинная ложка у индейцев.) После фронтального разбора учащиеся самостоятельно выписывают стрелки́ — стре́лки, до́роги — доро́ги, пироги́ — пиро́ги, за́мок — замо́к. Дополнительное задание. Найти в стихотворении и выписать слова, в которых три слога и ударным является второй слог; слова, в которых два слога и ударным является второй слог |
16 | 16. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — отработка написания словарных слов. Перед самостоятельным выполнением упражнения нужно порочить учащихся прочитать словарные слова и объяснить. Почему первые два слова нужно писать с заглавной буквы. Вариант выполнения. В слабом колассе выполняется фронтально. Дополнительное задание. Списать получившиеся предложения в рабочую тетрадь |
17 | 17. Дополнительный материал | Рубрика «Переменка» в учебнике. Ребусы не должны вызвать затруднения, поэтому лучше предложить разгадать их самостоятельно. Зашифрованные слова: люк, лей |
18 | 18. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |