Урок 16. Слово
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок.
Задачи урока
- Представить слово как единство звучания (написания) и значения; обнаруживать это единство в придуманных словах (различать слова и не слова)
Ключевые понятия
-
слово, значение слова, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Организационный этап урока | |
2 | Отработка и закрепление ранее изученного материала | Каллиграфическая минутка. Вспомнить особенности написания строчной и прописной буквы я, Я. Прописать строчку я, Я. |
3 | Наблюдение | Рубрика «Давай подумаем» вводит в проблему урока. Организовать обсуждение: ученики должны не только высказывать, но и объяснять свою точку зрения. Если возникнут трудности, направьте рассуждения учеников в нужное русло: знают ли они значения слов, названных Серёжей? Слышали ли когда-нибудь такие слова? Выполняется фронтально, письменно упражнение 1 — поиск слов с опорой на наблюдение в рубрике «Давай подумаем». Перед записью в тетради учащиеся должны объяснить логику своего выбора. При ответе на последний вопрос упражнения ученики должны отметить отсутствие значения в наборе букв (не слово). |
4 | Обобщение результатов наблюдения | Рубрика «Тайны языка» подводит итог размышлениям учащихся о том, что является словом. |
5 | Наблюдение | Упражнение 2 — различение слова и не слова. Текст читает учитель. Ученики объясняют, что удав не понял мартышку, потому что она использовала не привычные слова, а набор звуков, не имеющих ни для кого (кроме самой мартышки) никакого значения. Когда же она пыталась объяснить удаву значение своих слов, она опять использовала несуществующие слова (это очень важный момент в объяснении!). В зависимости от темпа работы класса учитель предлагает записать объяснение одного, двух или трёх слов. |
6 | Обобщение результатов наблюдения | Рубрика «Обрати внимание» обобщает наблюдения учащихся. |
7 | Наблюдение | Упражнение 3 (по выбору) — наблюдение за придуманными словами: определение значения необычного слова через другое слово, которое является знакомым и понятным. Упражнение может быть предложено как домашнее задание или как материал для организации самостоятельной работы. Необходимо проверить правильность самостоятельной записи (сопелки — сопеть, ворчалки — ворчать, пыхтелки — пыхтеть). |
8 | Наблюдение | Упражнение 4 (работа в паре) сходно по своим целям с предыдущим упражнением. Важно прочитать сразу всё задание к упражнению, чтобы правильно организовать обсуждение. В случае затруднения при ответе на последний вопрос учитель должен объяснить значение некоторых слов: пилюля, винт, тюбик, гусли. В процессе работы можно предложить карточки с напечатанными на них значениями слов. Пилюля. 1. Лекарственный препарат в виде твёрдого шарика (для приёма внутрь). Проглотить пилюлю. Горькая пилюля. Запить пилюлю водой. 2. О чём-л. неприятном, неожиданном для кого-л. Поднести, дать какую-л. пилюлю (сообщить что-л. неприятное, причинить боль, вызвать неудовольствие). Глотать, проглотить какую-л. пилюлю (терпеливо, сдержанно снести обиду, оскорбление, не изъявив внешне сопротивления). Винт. 1. Крепёжная деталь — стержень со спиральной нарезкой. Ввернуть, вывернуть, повернуть, завернуть винт. 2. Приспособление в виде лопастей для обеспечения движения судна, самолёта. Гребной винт. Воздушный винт. Тюбик. Металлическая, пластмассовая трубочка для мази, клея, пасты, из которой содержимое выдавливается. Тюбик зубной пасты. Акварельные краски в тюбиках. Гусли. Старинный русский многострунный щипковый музыкальный инструмент. Гусли звонкие. Заиграть в гусли (нар.-поэт.). Гусли-самогуды (сказочный музыкальный инструмент, играющий самостоятельно и вынуждающий своей музыкой пускаться в пляс). |
9 | Обобщение результатов наблюдения | Выполняется письменно, фронтально упражнение 5 — обобщение изучаемого материала, закрепление понятия о слове как единстве звучания и значения. Схемы могут быть изображены на доске. В тетради ученики записывают только слова (соответствующие схеме 3). Учитель может попросить ребят назвать то, что соответствует схеме 1 и схеме 2. |
10 | Дополнительный материал | Дополнительная работа. В классе с высоким темпом работы можно предложить творческое задание. Класс делится на три группы, каждой группе учитель даёт небольшой, заранее подготовленный рассказ. Первая группа должна передать содержание рассказа с помощью картинок, вторая группа — с помощью жестов, третья — пересказать его. После выступления каждой группы две другие должны попытаться изложить содержание рассказа. В заключение учитель читает тексты рассказов, все вместе решают, когда рассказ более понятен для слушателей — когда он изложен картинками, жестами или словами. |
11 | Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |