Урок 16. Повторение и обобщение изученного в 5—9 классах. Лексика. Морфемика. Словообразование
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Помочь учащимся повторить и обобщить знания в области лексики, морфемики и словообразования, а также отрабатывать умения применять полученные знания на практике
Задачи урока
- Вырабатывать у учащихся представление о системном характере языка и строении его основных единиц, умение пользоваться имеющимися знаниями в речевой практике (при выборе слова в соответствии с его значением, стилистической характеристикой и лексической сочетаемостью; анализе текста, характеристике его единиц), соблюдать основные правила культуры речи, в том числе лексические нормы
Виды деятельности
-
Адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую, известную и новую) устного и письменного сообщения.
Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента. Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы.
Опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа.
Выполнять тестовые задания на знание лингвистической характеристики языковых единиц, владение лексической нормой
Ключевые понятия
-
Лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, морфемы, способы словообразования
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация прежних знаний | Проверка выполнения упражнения № 316 учебника. Беседа по вопросам: В чём проявляется системный характер лексики? Какие группы слов с точки зрения их значения выделяются в русском языке? Для чего необходимо знать строение слов? |
2 | 2. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Лексические нормы. Выбор паронимов в речи. |
3 | 3. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Повторение изученного ранее. |
4 | 4. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Комплексный анализ текста. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Переносное значение слова. Группы слов по происхождению и употреблению: термины. |
5 | 5. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Лексическое значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Группы слов по происхождению и употреблению. Фразеологизмы. |
6 | 6. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Значимые части слова (морфемы). Основные способы словообразования. |
7 | 7. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Лексическое значение слова. Словообразовательный анализ. Осложнённое простое предложение: однородные члены, вводные слова. Сложное предложение: синтаксическая характеристика. |
8 | 8. Этап закрепления и первичной проверки | Выполнение упражнения № 317 учебника. |
9 | 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Какие вопросы по рассматриваемым разделам вам необходимо повторить? Есть ли что-то, что осталось непонятным? |
10 | 10. Информация о домашнем задании |