Урок 16. Калашников и Кирибеевич. Поединок героев. Смысл финала поэмы. Близость поэмы к устному народному творчеству
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Сравнение образов героев поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про… купца Калашникова». Анализ финала поэмы и элементов, заимствованных из фольклора.
Задачи урока
- Охарактеризовать двух противопоставленных героев поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Проанализировать эпизод «Поединок героев». Объяснить смысл финала поэмы. Выявлять черты сходства поэмы с произведениями фольклора.
Виды деятельности
-
Лекция, комментированное чтение, работа с текстом, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Поэма, сравнение, герой, характер, антитеза, фольклор, историческая народная песня, лирическая народная песня, финал
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Этап повторения и обсуждения | Фронтальная беседа по вопросам о героях поэмы «Песня про… купца Калашникова», с опорой на интерактивные задания. – Что мы узнаем об опричнике Кирибеевиче из его разговора с царём? Какие его качества вызывают одобрение и сочувствие рассказчиков, а какие – насмешку. Почему? – Каким предстаёт перед читателем купец Калашников. Сравните его с Кирибеевичем. Ученики отмечают сходство героев: они молоды, смелы. Указывают на то, что автор говорит о красоте Кирибеевича и удали купца Калашникова. Учащиеся отмечают поэтичность опричника, искренность его чувств к Алёне Дмитриевне. Но при этом он не лишен лукавства, о котором прямо говорит автор, своеволия, хвастливости, наглости. В ответах учеников должно проявляться, что их симпатии – как и симпатии автора – на стороне Калашникова, чьё чувство справедливости приводит к решению «постоять за правду до последнего. – Как описывается в поэме Алёна Дмитриевна. Сопоставьте ее описание в рассказе Кирибеевича и после встречи с опричником. Как вы думаете, почему о преследовании Кирибеевича рассказывает сама Алёна Дмитриевна? Как характеризует опричника этот эпизод? |
2 | 2. Этап усвоения материала | Методический комментарий: Комментированное чтение и беседа с опорой на вопросы и интерактивные задания. Учащиеся выразительно читают эпизод «Поединок героев». Вопросы для обсуждения: – На чьей стороне симпатии автора? С помощью каких деталей это выражено? – Почему о смерти Кирибеевича рассказчики говорят с сочувствием? |
3 | 3. Этап усвоения нового материала | Работа с критической статьей и обсуждение финала поэмы. Просмотр слайд-шоу с фрагментами статьи В. Г. Белинского. В случае необходимости – дополнение материала лекцией учителя (см. методическое пособие с. 82–86). Беседа по вопросам: – С чем в оценке критика вы согласны? С чем хотели бы поспорить. – Перечитайте финал последней части. На чьей стороне народная правда? Как купец Калашников утверждает право человека на достоинство и правду? |
4 | 4. Этап повторения изученного | Фольклорные элементы в поэме М. Ю. Лермонтова. Вопросы: – Вспомните сказочную поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Какие фольклорные мотивы отразились в этих поэмах? – Обратите внимание на язык «Песни…», художественные приёмы, использованные автором. Приведите примеры постоянных эпитетов, лексических повторов, инверсий, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, отрицательные сравнения. Насколько близок язык «Песни…» к народному языку? |
5 | 5. Информация о домашнем задании | 1) Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова». 2) Подумать над сочинением на одну из тем: – «Образ Ивана Грозного в поэзии Лермонтова» – «Калашников и Кирибеевич» – «Традиции устного народного творчества в "Песне про… купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова» |