Урок 15. Знакомство со схемой звукового состава слова. Интонационное выделение заданного звука в слове, определение его места в слове
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Звуковой анализ слова «ау».
- Знакомство со схемой звукового
- состава слова.
- Нахождение места звуков [у], [а] в словах (под
- ударением).
- Интонационное выделение заданного звука в словах, определение его места в слове и сравнение этих звуков.
Виды деятельности
-
Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.
Произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителя.
Устанавливать количество и последовательность звуков в слове.
Моделировать последовательность звуков слова с использованием жёлтых фишек.
Определять места заданных звуков в словах.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1.1. Изучение нового материала. Работа по учебнику | Учитель. Послушайте, что я вам сейчас расскажу. Одна девочка ушла с подружками в лес. В лесу она заблудилась. Как вы думаете, что стала делать девочка? Конечно, она стала громко кричать «Ау»! |
2 | 1.2. Изучение нового материала. Работа по учебнику | Звуковой анализ слова «ау». Знакомство со схемой звукового состава слова. Учитель. Давайте и мы попробуем громко произнести слово «ау». Посмотрите, вот нарисованы две клеточки. Это домики для звуков, из которых состоит слово «ау». Давайте попробуем прочитать это слово. Послушайте, как я это сделаю. Читать слово надо так, чтобы при произнесении звука, указка точно попадала в клеточку с этим звуком. А теперь прочитайте слово слово «ау» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук; произнесите только первый звук этого слова; обозначьте звук [а] жёлтым цветом. Затем прочитайте слово «ау», так, чтобы отчётливо был слышен второй звук; произнесите только второй звук; обозначьте звук [у] жёлтым цветом. Прочитайте всё слово «ау», посмотрите на схему. Мы с вами провели звуковой анализ слова «ау». |
3 | 2.1. Закрепление изученного материала | |
4 | 2.2. Закрепление изученного материала | Учитель. Рассмотрите картинки. Назовите слова, в которых есть звуки [а] и [у]. Определите место этих звуков в словах. |
5 | 2.3. Закрепление изученного материала | Учитель. Рассмотрите картинки. Что на них изображено? Какие слова начинаются со звука [а], а какие — со звука [у]? |
6 | 3.1. Обобщение и систематизация знаний. Работа по учебнику | Учитель. Рассмотрите картинки. Расставьте их в правильной последовательности, начиная со слова «лимон». Последний звук названия каждой картинки должен быть первым в названии следующей картинки. Какая картинка будет стоять последней? Интонационное выделение заданного звука в словах, определение его места в слове и сравнение этих звуков. Учитель. Рассмотрите картинки на с. 17 букваря. Найдите первую пару картинок (аист — коза). Произнесите слова так, чтобы хорошо было слышно звук [а]. Сравните, одинаково ли располагается звук [а] в словах. Определите место звука [а] в слове «аист», в слове «коза». Какой вывод мы можем сделать? Сравните звуки [а] и [у] в словах: р[у]к[а] — к[а]р[у]сель. Сравните звуки [а] и [у] в словах [у]литк[а] — кенг[у]р[у]. |
7 | 3.2. Обобщение и систематизация знаний. Работа по учебнику | Учитель. Рассмотрите картинки и определите, в названии какой картинки есть звук [a], звук [у], оба звука. |
8 | 4.1. Обобщение и систематизация знаний | Различение звуков [к] — [т]. Учитель. Произнесите слово «кит», определите последний звук. Проведите линии от картинок, содержащих звук [т] в конце слова, к картинке, где нарисован кит. Рассмотрите картинки. Произнесите слово «лук», интонационно выделяя последний звук. Какой это звук? Проведите линии от картинок, содержащих звук [к] в конце слова, к картинке, где нарисован лук. |
9 | 4.2. Обобщение и систематизация знаний | Различение звуков [м] — [м’]. Учитель. Произнесите слово «мышка», определите первый звук. Проведите линии от картинок, содержащих звук [м] в начале слова, к картинке, где нарисована мышка. Рассмотрите картинки. Произнесите слово «мишка», интонационно выделяя первый звук. Какой это звук? Проведите линии от картинок, содержащих звук [м’] в начале слова, к картинке, где нарисован мишка. |
10 | 4.3. Обобщение и систематизация знаний | Различение звуков [л] — [л’] Учитель. Произнесите слово «лапа», определите первый звук. Проведите линии от картинок, содержащих звук [л] в начале слова, к картинке, где нарисована лапа. Рассмотрите картинки. Произнесите слово «лев», интонационно выделяя первый звук. Какой это звук? Проведите линии от картинок, содержащих звук [л’] в начале слова, к картинке, где нарисован лев. |
11 | 4.4. Обобщение и систематизация знаний | Различение звуков [к] — [к’] Учитель. Произнесите слово «корова», определите первый звук. Проведите линии от картинок, содержащих звук [к] в начале слова, к картинке, где нарисована корова. Рассмотрите картинки. Произнесите слово «кисточка», интонационно выделяя первый звук. Какой это звук? Проведите линии от картинок, содержащих звук [к’] в начале слова, к картинке, где нарисована кисточка. Задания Учитель. Послушайте слова и определите, какой звук есть в каждом из этих слов: «кот», «рот», «станок», «портфель», «торт», «кисточка», «тыква». Назовите слова, выделяя звук [т]. Определите, какой звук есть в каждом из этих слов: «кот», «кактус», «крик», «парк», «мак». Произнесите слова, выделяя звук [к]; |