Урок 15. Тема «Рассказы о детях». С. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Формировать нравственные понятия «труд–лень», «зло–добро», «правда–кривда», «честь–бесчестье», «дружба», «сотрудничество» и т. п.;
- учить правильно называть произведение (книгу);
- развивать учебные и читательские умения: сравнивать стихотворения, рассказы, сказки;
- выделять главную мысль произведения;
- делить текст на части и составлять схематический план;
- соотносить пословицы с произведением.
Виды деятельности
-
Выделять в тексте пословицы о труде;
называть правильно произведения (фамилия автора и заголовок);
делить текст на части;
составлять схематический план;
определять главную мысль (Что хотел сказать автор? Чему учит это произведение?);
учить наизусть стихотворения;
различать поговорки по темам.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, рассказ, С. Баруздин
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» | – Начнём наш урок с игры «Вспомни и назови». Назовите автора, произведения которого мы вспомнили. – Назовите имя, отчество и фамилию автора (Сергей Алексеевич Баруздин). – Расскажите его стихотворение. |
2 | 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – А сегодня мы познакомимся с новым произведением Сергея Алексеевича. Найдите его в учебнике. – Прочитайте заголовок произведения. (Как Алёшё учиться надоело.) – Прочитайте фамилию автора. – Прочитаем произведение самостоятельно. – О чём или о ком этот рассказ? – Понравился ли он вам? Почему? – Самостоятельно выполните модель обложки. Сверьте её с образцом. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Чтение рассказа по частям. – Прочитаем 1–ю часть рассказа. – Озаглавьте эту часть рассказа. – Выскажите предположение: что сделает Алёшка, когда придёт домой из школы. – Прочитаем 2–ю часть рассказа. – Почему Алёшка не смог написать рецепт? – Как мама отнеслась к поступку сына? – Озаглавьте 2–ю часть рассказа. – Прочитайте 3–ю часть рассказа. – Почему Алёшка решил вернуться в школу? – Озаглавьте 3–ю часть рассказа. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | – Об Алёшке автор говорит с юмором. Что такое юмор? Прочитайте рубрику «Обрати внимание». – Рассмотрите иллюстрации. Найдите в тексте слова, относящиеся к ним. Прочитайте. – Назовите героев рассказа. Подготовьте рассказ о главном герое. |
5 | 5. Обобщение изученного: сравнение произведений | Вспомните произведение Баруздина «Стихи о человеке и его словах». Сравните его с «Как Алёшке учиться надоело». Заполните таблицу: автор, заголовок, жанр, тема, допиши пословицу. |
6 | 6. Рекомендации для самостоятельной работы дома | – Подготовьте краткий пересказ рассказа. – Выполните задания в тетради. |