Урок 15. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение
Разработки уроков (конспекты уроков)
Среднее общее образование
Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (10-11)
Астрономия
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Раскрыть содержание теории, объясняющей происхождение Солнечной системы.
Задачи урока
- Охарактеризовать современные методы изучения небесных тел Солнечной системы, ознакомиться с требованиями к научной гипотезе о происхождении Солнечной системы, изучить гипотезу О. Шмидта о происхождении тел Солнечной системы, охарактеризовать научные доказательства справедливости космогонической гипотезы происхождения Солнечной системы.
Виды деятельности
-
Строить логичные высказывания; интерпретировать научную информацию; анализировать информацию, представленную в различных формах; осуществлять логические операции — анализ, классификация, обобщение; работать с текстом научного содержания; выдвигать гипотезы; осуществлять рефлексию познавательной деятельности.
Ключевые понятия
-
Теория происхождения Солнечной системы, О. Шмидт, планетезимали.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к деятельности | В ходе обсуждения высказывания важно подчеркнуть, что развитие научных знаний — процесс непрерывный, который развивается и предельным не может являться. Желательно использовать знания школьников о «научных прорывах», изменявших представление человечества о собственных возможностях. |
2 | 2.1 Актуализация опыта и предшествующих знаний учащихся и фиксация затруднений | Учитель организует фронтальное обсуждение ответов на вопросы. Акцентируется внимание на научном обосновании структуры Солнечной системы, наличии законов движения ее элементов, что является основой научной теории. |
3 | 2.2 Актуализация опыта и предшествующих знаний учащихся и фиксация затруднений | Учитель организует обсуждение результатов выполнения теста. Акцентируется внимание на принципах решения и оценке достоверности полученных результатов. Для поддержания познавательного интереса желательно акцентировать внимание на заданиях, вызвавших наибольший интерес у школьников. |
4 | 2.3 Актуализация опыта и предшествующих знаний учащихся и фиксация затруднений | Учитель предлагает самостоятельно ознакомиться с содержанием § 15 учебника, дополняющим представления учащихся об основаниях для классификации планет Солнечной системы. |
5 | 2.4 Актуализация опыта и предшествующих знаний учащихся и фиксация затруднений | Учитель, используя практический интерактивный объект, организует обсуждение результатов самостоятельной работы с критериями, по которым можно объединить планеты в две группы. Учитель дополняет самостоятельно полученные знания учащихся сведениями о распределении момента импульса в Солнечной системе (98% приходится на долю планет), распределении массы (99,87% составляет масса Солнца); предлагает сформулировать проблемные вопросы о теории происхождения планет Солнечной системы, вместе с учащимися формулирует тему урока и его цели. |
6 | 3. Постановка учебной задачи | Учитель организует обсуждение структуры научной теории и в совместной беседе с учащимися подчеркивает требования к научной теории: логичное объяснение характеристик Солнечной системы, учет законов и закономерностей, согласованность с результатами новых исследований, возможность предсказания новых следствий. Желающие представляют доклады «Теория происхождения Солнечной системы Канта», «Теория происхождения Солнечной системы Лапласа». При обсуждении теорий подчеркивается, что теория Канта не объясняла вращательное движение планет, причины образования колец планет-гигантов, постепенное сокращение объема первичной туманности. Недостатками теории Лапласа являлось несоответствие плотности первичной туманности ее вращению как твердого тела, отрыв вещества скачками и только в экваториальной плоскости, указание на сжатие, как на единственный достаточный источник энергии Солнца. |
7 | 4. Составление плана по преодолению затруднений | Учащиеся подводятся к выводу о необходимости проведения астрономических исследований для получения достоверных научных фактов, лежащих в основе теории или подтверждающих выдвигаемую научную теорию. Конкретизируются астрономические методы изучения Солнечной системы: спектральный анализ, радиолокация, визуальное наблюдение, изучение химического состава грунта планет, доступных для исследования. |
8 | 5.1 Реализация выбранного плана деятельности и осуществление самостоятельной работы | Учащиеся представляют доклад «Научная деятельность О. Ю. Шмидта». Учитель акцентирует внимание на широком спектре научных интересов ученого, предлагает учащимся самостоятельно ознакомиться с теорией О. Ю. Шмидта. Учащиеся заполняют таблицу, используя содержание учебника § 16. Учитель корректирует и направляет самостоятельную работу учащихся. |
9 | 5.2 Реализация выбранного плана деятельности и осуществление самостоятельной работы | Учитель организует обсуждение результатов самостоятельной работы, корректирует ответы. При анализе используется рисунок учебника, демонстрирующий этапы образования Солнечной системы. |
10 | 6.1 Включение нового знания в систему | Учитель, используя анимацию «Современная версия происхождения Солнечной системы», предлагает учащимся указать практическое значение данной теории. |
11 | 6.2 Включение нового знания в систему | Учитель организует обсуждение границ применимости теории О. Ю. Шмидта. При этом учащимся задаются наводящие вопросы, объясняет ли теория О. Ю. Шмидта медленное вращение Солнца вокруг своей оси, орбиты некоторых малых тел Солнечной системы, которые могут иметь значительный угол по отношению к плоскости Солнечной системы. Учитель задает вопрос о возможностях проверки теории, подводит к мысли об ограничениях, накладываемых невозможностью анализа происхождения других планетных систем. |
12 | 7. Рефлексия деятельности | Учитель сопровождает фронтальное обсуждение ответов на рефлексивные вопросы. При этом подчеркивается открытый характер теории происхождения Солнечной системы. |