Урок 15. Пространство в пейзаже. Пишем пейзаж в разное время года
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Научиться передавать пространство в пейзаже в разное время года.
Задачи урока
- Актуализировать знания о пейзаже как жанре живописи.
- Изучить виды пейзажа.
- Познакомиться с приёмами передачи колорита и цветовой гаммы разных времён года в пейзажах.
- Научиться выполнять этюды пейзажей в разное время года и передавать в них пространство.
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов искусства. Анализ произведений искусства. Подведение под понятия «пейзаж», «виды пейзажа (ландшафтный, сельский, городской, морской, индустриальный, космический)»; «колорит и цветовая гамма пейзажа», «пространство в пейзаже», «воздушная и линейная перспектива». Изобразительная деятельность (живопись), рисование по воображению.
Ключевые понятия
-
Пейзаж, виды пейзажа (ландшафтный, сельский, городской, морской, индустриальный, космический), колорит и цветовая гамма пейзажа, пространство в пейзаже, воздушная и линейная перспектива, этюд.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Обучающимся предлагается рассмотреть работу И. И. Левитана «Золотая осень», подумать над высказыванием художника и объяснить суть сказанного на примере данной картины. Задание помогает подвести к основным понятиям урока – «пейзаж», «этюд». |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Обучающимся предлагается рассмотреть работы известных художников и выбрать из них картины пейзажного жанра. Учитель просит вспомнить определение жанра пейзаж. Читают определение на с. 73 учебника. Задание способствует актуализации имеющихся знаний о жанре пейзаж. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Учитель знакомит обучающихся с видами пейзажа. Ученики соотносят виды пейзажа с репродукциями пейзажей русских художников. Задание направлено на развитие способности различать виды пейзажа. |
4 | 4. Целеполагание | Обучающиеся вспоминают значение понятия «колорит». Рассматривают картины русского художника-пейзажиста И. Э. Грабаря. Из предложенных характеристик подбирают колорит, соответствующий каждой картине. Задания помогают приобретению опыта определения колорита пейзажа. |
5 | 5.1. Открытие новых знаний | Обучающиеся знакомятся с пейзажами А. И. Куинджи. Определяют цветовую гамму пейзажей, изображающих разное время года. Дают характеристику колоритов, используя понятия «тёплый, холодный и контрастный колорит», «родственные и контрастные цвета». Формулируют вывод: «Зимой и весной преобладают цветовые отношения, построенные на родственных цветах. Лето и осень отличаются контрастными цветовыми отношениями». Задание помогает приобретению опыта подбора колорита и цветовой гаммы к пейзажам в разное время года. |
6 | 5.2. Открытие новых знаний | На примере картин русских пейзажистов обучающиеся раскрывают суть понятий «пространство в картине», «воздушная и линейная перспектива». Задание способствует приобретению знаний об основных категориях живописи, необходимых для работы в жанре пейзажа. |
7 | 6.1. Первичное закрепление | Учитель демонстрирует две цветовые гаммы. Ученики определяют, к какому времени года они подобраны. |
8 | 6.2. Первичное закрепление | Ученики ассоциируют цвета с элементами природы. Проверяют, совпадает ли их мнение с мнением художника, составившего палитры. |
9 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Обучающиеся выполняют по воображению несколько маленьких этюдов пейзажа в разное время года. Задание направлено на усвоение и применение на практике правил компоновки изображения на листе, усвоение способов передачи времени года через колорит, цветовой гаммы и цветовых отношений в пейзаже, формирование навыков передачи изменения цвета основных элементов пейзажа (земли, неба, деревьев и т. д.), связанного с удалением в глубину пространства. Обучающиеся в парах осуществляют анализ результатов работы: анализируют работы, выполненные соседом по парте, применяя ключевые понятия: колорит, цветовая гамма и цветовые отношения; пространство, воздушная и линейная перспектива в пейзаже. |
10 | 8. Итог урока | Обучающиеся выполняют сравнительный анализ летних пейзажей И. Е. Репина и А. К. Саврасова. |