Урок 15. Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Продолжить знакомить с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточнить правило переноса слов; закрепить действие постановки вопросов к словам
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, запись адреса на конверте, слоговые схемы, перенос слов, постановка вопросов к словам, собственные имена, правописание собственных имён, порядок действий при списывании, словарные слова, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Этап усвоения новых знаний | Словарное слово Росси́я. При работе со словарными словами как в 1 классе, так и в последующих учитель использует те методические приёмы, которые кажутся ему наиболее оправданными, входят в его «методическую копилку»: ведение орфографического словарика, проработка значения и употребления словарных слов, составление с ними предложений и т. п. Место работы со словарными словами (начало, середина, конец урока) также определяется учителем по своему усмотрению |
3 | 3. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Перед выполнением следующего упражнения необходимо повторить с учениками порядок действий при списывании |
4 | 4. Первичное закрепление материала | Выполняется фронтально упражнение 2 (язык) в учебнике — закрепление материала предыдущих рубрик и упражнений. Текст читает учитель. Последний абзац может прочитать хорошо читающий ученик |
5 | 5. Первичное закрепление материала | Текст читает учитель. Последний абзац может прочитать хорошо читающий ученик |
6 | 6. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» в учебнике знакомит со сложными случаями при переносе слов. Обратите внимание. Знакомя учащихся с правилами деления слов для переноса, необходимо не только разобрать сложные случаи, но и объяснить ученикам, что при переносе слов важно учитывать благозвучие тех частей слова, которые остаются на каждой строке. Учителю также важно помнить, что для многих учеников проблема переноса часто связана с отсутствием ориентации в расположении текста на строке (отсюда частые дополнительные «красные строки» справа, когда ученик, боясь допустить ошибку при переносе или зайти за границу полей, оставляет пустое место. Подобные пример свидетельствуют, к сожалению, об уже сформированном неврозе, причиной которого послужили слишком жёсткие требования учителя. Если в классе имеются такие ученики, необходимо предложить им писать в тетрадях или на листах без полей. Учителю следует также снизить уровень требований к записи текста на строке. Совершенствуя навык переноса слов, учитель должен также предлагать ученикам возможные варианты, учитывая, какую часть слова ученик собирается перенести: так, например, в упражнении 3 слова пальто и деньки можно перенести как па-льто, паль-то и де-ньки, день-ки. Подобные варианты (с учётом принципа сохранения благозвучия) учитель должен приводить всякий раз, когда предлагается работа связанная с переносом слов |
7 | 7. Первичное закрепление материала | Выполняется фронтально упражнение 3 (язык) в учебнике — отработка материала предшествующей рубрики. Сначала ученики должны выявить слова, которые нельзя перенести (язык, въезд), и объяснить причины невозможности переноса. Затем анализируется каждое слово и записывается на доске деление переноса: стра-на, ро-ди-на, на-род, па-льто (паль-то), лей-ка, де-ньки (день-ки) |
8 | 8. Первичное закрепление материала | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — закрепление правил переноса слов со строки на строку. Чтобы избежать ошибочного запоминания, целесообразно выполнить это упражнение фронтально. Вариант выполнения. Предложить открыть форзац учебника и с опорой на правило самостоятельно вписать пропущенные слова |
9 | 9. Первичное закрепление материала | Выполняется фронтально упражнение 4 (язык) в учебнике — закрепление навыка постановки вопросов к словам, наблюдение за значением и сочетаемостью слов. Рекомендуется подробно разобрать данное упражнение с учениками, слабо владеющими русским языком. В классах с невысоким уровнем подготовленности учащихся или медленным темпом работы достаточно брать два-три пример. Не рекомендуется для самостоятельной работы. Учитель особо обращает внимание на то, что не следует менять форму слова (нарядные на нарядная и т. п.) Ответы учитель записывает на доске: адрес (какой?) точный, правильный страна (какая?) большая, прекрасная город (какой?) красивый, нарядный улица (какая?) прямая, широкая дом (какой?) высокий, кирпичный квартира (какая?) светлая, чистая Возможно, ученики с достаточно развитым языковым чутьём или воображением подберут из слов-подсказок другие слова, тогда квартира может стать смешной, улица — светлой, дом — нарядным. Если приведены подобные примеры, нужно попросить учеников объяснить. Что они имеют в виду, какие придумают предложения с данными словами. В случае затруднения учитель должен привести собственные примеры, напомнив ученикам о приёме сравнения |
10 | 10. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
11 | 11. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 2 в рабочей тетради — совершенствование графического навыка в процессе написания строчных и заглавных букв х, ж, Х, Ж. Как обычно, до начала прописывания необходимо попросить учащихся обратить внимание как на сходство, так и на различия между буквами. На третьей строчке можно записать под диктовку слоги с отрабатываемыми буквами, а на четвёртой — подобранные учениками слова с буквами Х и Ж в начале слова; с буквами х и ж в середине слова |
12 | 12. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 6 в рабочей тетради — отработка умения определять, на какой вопрос отвечает слово. Возможная трудность. Учащиеся могут предположить, что слово человечество отвечает на вопрос «кто?», идя от значения слова: «Человечество — это все люди». Если такая ситуация возникнет, стоит сообщить, что данное слово отвечает на вопрос «что?», и добавить, что в русском языке много секретов, которые ученикам предстоит узнать за годы обучения. Важно также не записывать в первый столбик слово она. Дополнительные задание. Если на уроке есть время, можно предложить учащимся списать текст этого упражнения в тетрадь или после ещё одного внимательного прочтения записать текст под диктовку (первое предложение лучше продиктовать без обособленной конструкции) |
13 | 13. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |