Урок 15. М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». История создания. Особенности композиции и сюжета поэмы. Образ Ивана Грозного
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Первое знакомство учащихся с поэмой М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - историей ее создания, художественными особенностями и центральными образами.
Задачи урока
- Осветить историю создания поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Проанализировать особенности ее композиции и сюжета, близость к произведениям фольклора. Охарактеризовать образ Ивана Грозного.
Виды деятельности
-
Лекция, комментированное чтение, работа с текстом, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Поэма, композиция, сюжет, фольклор, историческая народная песня, лирическая народная песня
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Этап усвоения нового материала | Знакомство с историей создания поэмы «Песня про… купца Калашникова». Лекция учителя (по материалам статьи учебника с. 169–170), подкрепляемая цитатами и изображениями. |
2 | 2. Этап первичного закрепления нового материала | Фронтальная беседа по вопросам о поэме «Песня про… купца Калашникова», с опорой на интерактивные задания. – На какие композиционные части вы разделили бы поэму? Каким героям они посвящены? – Кто является рассказчиком в поэме? Найдите и прочитайте строки, не относящиеся к содержанию поэмы. Как вы думаете, какую роль они играют? – Связь с какими фольклорными жанрами прослеживается в поэме? (историческая народная песня и лирическая народная песня) – Перечитайте описание утренней зари над Москвой-рекой. Как создаётся поэтичность, образность картины? Какова роль этой зарисовки в поэме? |
3 | 3. Этап повторения изученного. Реализация межпредметных связей | Методический комментарий: Фронтальная беседа: актуализация имеющихся знаний из курса истории. Учащиеся рассказывают об опричнине и о времени правления Ивана Грозного с опорой на галерею изображений. (Примерный ответ: В 1565 году Иван Грозный повелел разделить всю территорию государства на 2 части: опричнину и земщину. Опричнина – это личный удел царя, которым он лично управлял. В опричнине была своя дума и приказы. Кроме того, в ней было создано опричное войско. Опричники одевались во все черное, а к седлам коней пришивали собачьи головы которые символизировали собачью преданность царю, и метлы которые означали выметать измену. Целью опричнины было установление неограниченной власти царя, уничтожение остатков феодальной раздробленности; борьба с феодальной аристократией.) |
4 | 4. Этап повторения изученного | Переход к образу Ивана Грозного. Фронтальная беседа: актуализация имеющихся знаний из курса истории и истории культуры. Личность царя Ивана Грозного, черты его характера, судьба. Учащиеся передают факты и выносят суждения с опорой на галерею изображений. В случае затруднения учитель может помочь ученикам вспомнить необходимые факты: тогда слайд-шоу включается со звуком. |
5 | 5. Этап усвоения нового материала и первичной проверки | Анализ образа царя Ивана Грозного в поэме. Фронтальная беседа по вопросам, с опорой на интерактивные задания. – С помощью каких выразительных средств показан в первой части Иван Грозный? Охарактеризуйте этого героя. – Каким предстает царь в последней главе? Можно ли назвать его решение справедливым? Почему? |
6 | 6. Информация о домашнем задании | 1. Сопоставить образы опричника Кирибеевича и купца Калашникова. 2. Подготовить выразительное чтение описания пира. |