Урок 14. Тема «Произведения для детей». С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах». Дополнительное чтение. А. Рубинов «Ступенька»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Формировать нравственные понятия «труд–лень», «зло–добро», «правда–кривда», «честь–бесчестье», «дружба», «сотрудничество» и т. п.;
- учить правильно называть произведение (книгу);
- развивать учебные и читательские умения: сравнивать стихотворения, рассказы, сказки;
- выделять главную мысль произведения;
- делить текст на части и составлять схематический план;
- соотносить пословицы с произведением.
Виды деятельности
-
Выделять в тексте пословицы о труде;
называть правильно произведения (фамилия автора и заголовок);
делить текст на части;
составлять схематический план;
определять главную мысль (Что хотел сказать автор? Чему учит это произведение?);
учить наизусть стихотворения;
различать поговорки по темам.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, стихотворение, С. Баруздин
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: игра «Я знаю пословицы» | – Какой раздел мы с вами начали изучать? С каким произведением Барто познакомились? Прочитайте наизусть или выразительно. – Проведём игру «Я знаю пословицы и поговорки». Вам необходимо называть пословицы, повторять нельзя. Начинает первым тот, кто знает одну пословицу. Затем кто знает две пословицы и так далее. Побеждает тот, кто назовёт больше пословиц. |
2 | 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – А сегодня мы познакомимся с новым произведением. Это стихотворение Баруздина «Стихи о человеке и его словах». Найдите его в учебнике. Как это сделать быстро? – Прочитайте стихотворение самостоятельно. – Какие слова понравились? Почему? – Есть ли у вас любимые слова? – Я выполнила модель к этому произведению. Проверьте. (Учитель показывает модель с ошибкой. Например, треугольник окрашен коричневым цветом. Дети должны заметить и исправить цвет.) |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Какие бывают слова? Найдите и прочитайте ответ в тексте. – Какие слова вам нравятся? Назовите их. – Прочитайте пословицы. – Какая из них подходит к стихотворению Сергея Алексеевича? – Когда говорят «Человек без дела — человек без слова»? Расскажите. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Послушайте произведение А. Рубинова «Ступенька». (Текст представлен в «Учебной хрестоматии», 2 класс, 1 часть, авт.–сост. Л. А. Ефросинина. с.153–154. Если у учеников есть учебная хрестоматия, то дети самостоятельно читают рассказ.) – Подумайте, как дедушка и бабушка узнали, кто из внуков трудолюбивый? – Кто из внуков самый заботливый? В чём это проявилось? – Перескажите рассказ по плану. |
5 | 5. Обобщение изученного | – С какими произведениями мы сегодня познакомились на уроке? – Сравните модели. Назовите произведения, которые подойдут к моделям на доске. |
6 | 6. Рекомендации для самостоятельной работы дома | – Выучите наизусть стихотворение С. Баруздина. – Выполните задания в тетради. |