Урок 14. «Сказки о природе». Литературное слушание. В. Белов «Родничок»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Воспитывать чувство причастности к своему народу, стране, её природе.
- Учить слушать и воспринимать на слух текст сказки.
- Учить составлять модель обложки.
- Учить правильно называть произведение.
- Расширять читательский опыт.
- Учить ориентироваться в учебной хрестоматии и рабочей тетради (обложка, содержание, условные обозначения, памятки)
Виды деятельности
-
Выделять и называть фамилию автора и заголовок произведения.
Высказывать своё отношение к произведению.
Ориентироваться в учебной хрестоматии и рабочей тетради.
Моделировать обложку и правильно называть произведение
Ключевые понятия
-
Тема, жанр, автор, литературная (авторская) сказка, В. Белов
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта | Учитель. Ребята, сегодня у нас урок литературного слушания. Посмотрите на модель. Рассмотрите её внимательно. Что обозначает фигура в центре? (Стихотворение.) Что обозначает цвет этой фигуры? (О Родине.) Что обозначает верхний прямоугольник? (Фамилию автора.) Что обозначает нижний прямоугольник на нашей модели? (Заголовок.) Кто вспомнит произведение, которое соответствует этой модели? Мы с ним знакомились на предыдущем уроке литературного слушания. (Е. Серова «Мой дом». Возможны и другие варианты ответов, соответствующих данной модели.) Молодцы! Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением |
2 | 2.1. Обогащение читательского опыта | Учитель. Послушайте. (Учитель читает произведение. Если у учащихся есть учебные хрестоматии, то они закрыты.) Первичная беседа Учитель. Ребята, понравилось ли вам произведение? Что понравилось? А что нет? Моделирование (на первых уроках важно ознакомить учеников с алгоритмом моделирования): Учитель. Что мы с вами слушали? (Сказку.) Докажите, что это сказка. Возьмём лист бумаги и покажем, что вы слушали. (Дети берут свои листочки и располагают их вертикально.) Договоримся, что, когда мы слушаем или читаем сказку, будем рисовать круг. Вот так. (Учитель на доске, а дети на своих листочках рисуют круг.) Покажите. (Ученики показывают.) О чём эта сказка? (Дети высказывают свои предположения.) Правильно. Эта сказка о природе. А как это показать на моделях? Договоримся: если мы читаем или слушаем произведение о природе, то будем закрашивать значок на модели зелёным цветом. (Все закрашивают.) Почему мы выбрали для сказки, которую вы слушали, зелёный цвет? (Ученики объясняют.) А написал сказку Василий Белов. Давайте покажем на модели. Фамилию автора мы договорились показывать красной рамочкой в верхней части модели. Вот так. (Учитель показывает, как это надо сделать.) Какое слово здесь спряталось? (Фамилия автора.) Прочитаем. Поставьте пальчик и вместе со мной прочитайте: «Белов. Это фамилия писателя-сказочника». А как может называться стихотворение? (Дети подбирают варианты заголовков.) Писатель озаглавил свою сказку «Родничок». Как вы думаете, почему? Покажем на модели заголовок. Что для этого надо сделать? Нарисуем внизу синюю рамочку. Это заголовок. Какой заголовок здесь спрятался? Прочитаем |
3 | 2.2. Обогащение читательского опыта | Учитель. Давайте вспомним героев сказки. Для этого мы будем использовать систему заместителей. Назовите героев. (При назывании героев на доске появляются условные обозначения.) А теперь послушайте сказку ещё раз и представьте наших героев. (Учитель читает ещё раз, на доске постепенно появляется схема героев. Ученики изображают её на обратной стороне своих моделей.) |
4 | 2.3. Обогащение читательского опыта | |
5 | 2.4. Обогащение читательского опыта | Учитель. Молодцы! Давайте вспомним, как начинается сказка. Какое настроение было в начале сказки? Каким был родничок, когда всем помогал? Что изменилось после встречи с комаром? Почему родничок превратился с болотце? Кто из героев вам понравился? Почему? (Далее выполнение интерактивных заданий. При восстановлении правильной последовательности блоков можно попросить учеников вспомнить и рассказать сказку.) |
6 | 2.5. Обогащение читательского опыта | Учитель. Рассмотрите иллюстрации к нашей сказке. Какие части (эпизоды) соответствуют им? Давайте прочитаем пословицу. Подходит ли она к нашей сказке? Объясните |
7 | 3. Обобщение изученного | Учитель. Подведём итог нашего урока. Что вы сегодня слушали? (Сказку.) О чём эта сказка? (О природе.) Кто написал эту сказку? Проговорим ещё раз фамилию автора: «Белов». Покажем заголовок и прочитаем: «Родничок». (Хором все вместе проговаривают.) Сегодня мы познакомились со сказкой о природе Василия Белова «Родничок». А теперь изготовим нашу книжку-малышку. Каждый урок литературного слушания заканчивается изготовлением книжки-самоделки, обложку которой делает учитель, а страницами книжки будут листочки, на которых дети работали в течение урока. Книжка подписывается учителем: кто и когда создал эту книжку-самоделку. Таким образом создаётся «библиотечка развития» для «уголка чтения» |