Урок 14. Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Учить правильной записи адреса на конверте; повторить правила переноса слов; отработать порядок действий при переносе слов и при списывании
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, запись адреса на конверте, слоговые схемы, перенос слов, собственные имена, правописание собственных имён, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Перед выполнением следующего задания следует опираться на памятку (урок 1, рубрика «Обрати внимание») |
3 | 3. Актуализация знаний | Выполняется упражнение 1 (речь) в учебнике — наблюдение за правильностью записи адреса на конверте или открытке. Учитель записывает на доске какой-либо адрес, опираясь на ответы учеников. Рекомендуется познакомить учеников с адресом школы, записать его на доске и предложить списывать в тетради. При списывании следует опираться на памятку (урок 1, рубрика «Обрати внимание») |
4 | 4. Актуализация знаний | Упражнение 2 (речь) в учебнике аналогично упражнению 1. Выполняется в классах с высоким темпом работы учащихся, в остальных может не проводиться |
5 | 5. Актуализация знаний | Рубрика «Давай подумаем» в учебнике организует наблюдение за словами, перенесёнными со строки на строку, повторение правил переноса |
6 | 6. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Обрати внимание» в учебнике подводит итоги наблюдения, напоминает правила переноса слов. Рекомендуется записать на доске дополнительные примеры слов, разделённых для переноса, без стечения согласных и без ъ и ь. Не следует на данном этапе работы усложнять языковой материал, приводя для примера более сложные случаи переноса слов |
7 | 7. Первичное закрепление материала | Выполняется фронтально упражнение 3 (язык) в учебнике — отработка действия переноса слов. Текст стихотворения читает учитель. Слова из стихотворения, которые необходимо разделить для переноса, может предложить сам учитель, например: слова, стоит, сурово, вопроса, знает (не рекомендуется предлагать более сложные слова). В классах с невысоким уровнем подготовленности учеников выполняется фронтально с комментариями учителя (слова обязательно выписываются на доске, при необходимости фиксируются их слоговые схемы). Обратите внимание. При ознакомлении учащихся с правилами переноса, а также при оценке того, как ученики переносят слова, учитель должен руководствоваться новой редакцией «Правил русской орфографии и пунктуации» (Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. — М. : Эксмо, любой год издания. §211—219). Данные правила допускают варианты переноса слов в случаях стечения согласных на стыке частей слова |
8 | 8. Первичное закрепление материала | Выполняется письменно, фронтально упражнение 5 в рабочей тетради — отработка умения делить слова для переноса. В связи со сложностью вопроса о слогоделении в русском языке для слов со стечением согласных допускается два варианта: вариант, соответствующий фонетическим слогам, и традиционный для начальной школы подход разбивки стечения согласных: бу-ква — бук-ва, во-прос —воп-рос, бабу-шка — бабуш-ка, те-традь — тет-радь. Слово конверт делится на фонетические слоги следующим образом: кон-верт. Возможная ошибка. При работе со словом указать учащиеся могут разделить его не для переноса, а на слоги (у-ка-зать). В этом случае стоит напомнить задание и ещё раз обратить внимание на то, что, если в слове есть слог из одной буквы, деление для переноса не совпадает с делением на слоги |
9 | 9. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 6 в рабочей тетради — отработка действия списывания. Как всегда, важно провести подготовительную работу. Особое внимание стоит обратить на слова понемногу, серебристый |
10 | 10. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
11 | 11. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 2 в рабочей тетради — совершенствование графического навыка в процессе написания строчных букв И, Ц, Щ. Проводится аналогично упражнению 2 урока 12. Особое внимание нужно обратить на то, что петля начинает прописываться только после полного завершения элемента «длинная линия с закруглением внизу»; петля не должна быть слишком большой. Примерный текст диктанта букв на четвёртой строке может быть таким: «Это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и внизу и длинной линии с закруглением внизу и короткой петлёй (Ц); это строчная буква, которая состоит короткой линии с закруглением внизу и линии с закруглением внизу и короткой петлёй (ц); это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением внизу (И); это строчная буква, которая состоит из двух коротких линий с закруглением внизу (и); это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и внизу, длинной линии с закруглением внизу и длинной линии с закруглением внизу и короткой петлёй (Щ); это строчная буква, которая состоит из двух коротких линий с закруглением внизу и короткой линии с закруглением внизу и короткой петлёй (щ); это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и внизу и двух длинных линий с закруглением внизу (Ш); это буква, которая состоит из трёх коротких линий с закруглением внизу (ш)». Буквы могут повторяться несколько раз |
12 | 12. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — подписывание конверта. Упражнение относится к числу трудных. Для некоторых учащихся может представлять трудность написание собственной фамилии, которую к тому же нужно записать в форме родительного падежи. Могут казаться трудными для записи и некоторые названия улиц. На доске заранее стоит сделать запись, указывающую на способ сокращения слов: город — г., улица — ул., дом — д., квартира — кв. Варианты выполнения 1. Обсудить в классе правильный способ выполнения, предложить учащимся устно проговорить то, что они должны записать, и предложить по желанию дома вместе с родителями письменно выполнить упражнение. 2. Всем записать фамилию, имя и адрес вымышленного отправителя, например: От кого Ларионовой Оксаны Откуда г. Красноярск, ул. Зелёная, д. 20, кв. 35 |
13 | 13. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |