Урок 14. Лирика М. Ю. Лермонтова
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство учащихся с лирикой М. Ю. Лермонтова
Задачи урока
- Анализировать стихотворения М. Ю. Лермонтова «Ветка Палестины», «Тучи», «Казачья колыбельная песня», «На севере диком стоит одиноко...» Осветить историю их создания. Ввести понятия художественный образ, лирический сюжет.
Виды деятельности
-
Лекция, работа с мультимедийными материалами, выразительное чтение, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Лирика, пейзаж, художественный образ, лирический сюжет, метафора, повтор, рефрен, антитеза
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Этап усвоения нового материала | Лекция учителя об истории создания стихотворения «Ветка Палестины» (См. учебник с 161–162). Выразительное чтение стихотворения учащимися. Объяснение устаревших слов, встретившихся в стихотворении. Анализ стихотворения «Ветка Палестины» с опорой на вопросы и интерактивные задания. – Какие вопросы задаёт лирический герой «ветке Палестины»? Прочитайте их выразительно. Получает ли он ответ на свои вопросы? О чём, по-вашему, это стихотворение? – Перечитайте две последние строфы стихотворения «Ветка Палестины»: какие детали создают образ покоя? Что символизирует для автора «ветка Палестины»? |
2 | 2. Этап первичного закрепления изученного | Учащимся предлагается прослушать аудиозапись стихотворения «Тучи». Лекция учителя об истории создания стихотворения (См. учебник с 163). Выразительное чтение стихотворения учащимися. |
3 | 3. Этап усвоения нового материала | Анализ стихотворения «Тучи» с опорой на вопросы и интерактивные задания. – Какую мысль выразил автор в стихотворении «Тучи»? – С помощью каких метафор изображаются тучи? – Что объединяет это стихотворение со стихотворением «Парус»? – Найдите лексические повторы и антитезы (противопоставления). Какую роль они играют в тексте? С чем связана резкая перемена в настроении лирического героя? |
4 | 4. Этап усвоения нового материала | Учащимся предлагается прослушать аудиозапись стихотворения «Казачья колыбельная». Лекция учителя об истории создания стихотворения (См. учебник с 164). Выразительное чтение стихотворения учащимися. |
5 | 5. Этап усвоения нового материала | Анализ стихотворения «Казачья колыбельная» с опорой на вопросы и интерактивные задания. – О чём думает мать, убаюкивая ребёнка? – Докажите, что это колыбельная песня. – Какие образы показались вам необычными? |
6 | 6. Этап усвоения нового материала | Учащимся предлагается прослушать аудиозапись стихотворения «На севере диком стоит одиноко». Лекция учителя об истории создания перевода стихотворения Г. Гейне. (См. учебник с 166). Выразительное чтение стихотворения учащимися. Сравнение перевода Лермонтова с переводами Тютчева и Майкова. |
7 | 7. Этап первичного закрепления изученного | Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко». с опорой на вопросы и интерактивные задания. – Какие образы противопоставляются в стихотворении «На севере диком стоит одиноко»? С помощью каких художественных приёмов они создаются? – Можно ли отнести стихотворение «На севере диком стоит одиноко» к пейзажной лирике? О чём это стихотворение? Обоснуйте свой ответ. |
8 | 8. Информация о домашнем задании | Работа с рубрикой ВЛЭ с. 169. Вводятся понятия художественный образ и лирический сюжет. Учащиеся делают выводы о том, какие художественные образы встретились им в стихотворениях Лермонтова, пересказывают запомнившиеся лирические сюжеты. |