Урок 14. Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе
Разработки уроков (конспекты уроков)
Среднее общее образование
Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (10-11)
Астрономия
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Раскрыть научные основы практического применения законов небесной механики к планированию и реализации полетов искусственных спутников и космических аппаратов.
Задачи урока
- Охарактеризовать орбиты и космические скорости искусственных спутников Земли, ознакомиться с историей освоения космоса и достижениями СССР и России в космических исследованиях, ознакомиться с историей исследования Луны космическими аппаратами и в ходе пилотируемых полетов, охарактеризовать современный этап освоения межпланетного пространства космическими аппаратами.
Виды деятельности
-
Строить логичные устные высказывания, анализировать собственные методологические знания, высказывать собственную позицию относительно рассматриваемого вопроса, выдвигать гипотезы, формулировать цели, планировать собственную познавательную деятельность, представлять результаты своей работы, осуществлять рефлексию познавательной деятельности.
Ключевые понятия
-
Космические аппараты, космическая скорость, искусственный спутник, траектория полета.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к деятельности | В ходе обсуждения вопросов уделяется внимание построению учащимися связанных устных высказываний, а не отрывочных фраз. |
2 | 2.1 Актуализация опыта и предшествующих знаний учащихся и фиксация затруднений | Учитель организует фронтальное решение качественных задач с устным подробным обоснованием ответов. |
3 | 2.2 Актуализация опыта и предшествующих знаний учащихся и фиксация затруднений | Учитель организует фронтальное решение расчетной задачи на применение уточненного третьего закона Кеплера с устным подробным обоснованием хода решения. |
4 | 2.3 Актуализация опыта и предшествующих знаний учащихся и фиксация затруднений | Учитель, используя слайд-шоу, предлагает высказать предположения о методах определения массы тела, не имеющего спутников. Подводит учащихся к выводу о возможности запуска искусственных спутников небесных тел. Учащиеся формулируют тему урока и высказывают в ходе мозгового штурма, на какие вопросы они хотели бы получить ответ. |
5 | 2.4 Актуализация опыта и предшествующих знаний учащихся и фиксация затруднений | Учитель предлагает проанализировать высказывание и сформулировать собственное мнение относительно целесообразности исследования космического пространства и запуска космических аппаратов. Важно, подчеркивая уважение к мнению учащихся, акцентировать внимание на мысли о неограниченности человеческого познания, желании раскрывать законы природы. |
6 | 3.1 Постановка учебной задачи | Учитель предлагает представить доклад «История запуска в СССР первого в мире искусственного спутника Земли». После представления доклада внимание учащихся акцентируется на знаниях о кинематических характеристиках первого искусственного спутника, прозвучавших в докладе и частично известных учащимся из курса физики — первой космической скорости, характеристике орбиты. |
7 | 3.2 Постановка учебной задачи | Основываясь на содержании доклада и знаниях учащихся из курса физики, учитель инициирует высказывания учащихся о процессах, которые сопровождают движение искусственных спутников. Учащиеся высказываются о необходимости вывода спутника на орбиту, корректировки орбиты, запуска спутников к другим телам Солнечной системы. Учащиеся формулируют цель урока. |
8 | 4.1 Составление плана по преодолению затруднений | Учащиеся в микрогруппах, исходя из поставленной цели, формулируют вопросы, на которые хотят получить ответы, и составляют план достижения поставленной цели. |
9 | 4.2 Составление плана по преодолению затруднений | Учитель организует обсуждение плана в микрогруппах. Выслушав предложенные варианты, учитель подводит учащихся к выводу о необходимости рассмотрения характеристик скоростей и орбит искусственных спутников, особенностей их запуска к Луне и особенности межпланетных перелетов. |
10 | 5.1 Реализация выбранного плана деятельности и осуществление самостоятельной работы | Учащиеся реализуют план, используя текст. Учитель корректирует и направляет работу в группах, поддерживая деятельность каждого учащегося. |
11 | 5.2 Реализация выбранного плана деятельности и осуществление самостоятельной работы | Учитель организует обсуждение результатов по первым двум характеристикам движения искусственных спутников и космических аппаратов. Подчеркивается форма траектории и ее взаимосвязь со скоростью. Для этого, используя слайд-шоу, анализируется вывод формулы для первой космической скорости, известный учащимся из курса физики. |
12 | 5.2.1. Реализация выбранного плана деятельности и осуществление самостоятельной работы | Учитель организует беседу о направлениях практического применения искусственных спутников Земли; представляет анимации «Метеорологические спутники», «Изучение ресурсов Земли. Охрана природы», «Телевещание и искусственные спутники Земли»; подводит учащихся к выводу о значимости для деятельности каждого человека данных, получаемых с помощью ИСЗ. |
13 | 5.3 Реализация выбранного плана деятельности и осуществление самостоятельной работы | Учащиеся представляют доклад «История запуска космических аппаратов к Луне». В беседе учитель подводит учащихся к выводу о возможности двух вариантов совершения полета к Луне — с первой космической скоростью по очень вытянутой эллиптической орбите и со второй космической скоростью. С помощью слайд-шоу анализируются траектории космических аппаратов и вывод выражения для второй космической скорости. |
14 | 5.4 Реализация выбранного плана деятельности и осуществление самостоятельной работы | Учащиеся представляют результаты самостоятельной работы. С помощью рисунков анализируются орбиты движения космических аппаратов к внутренним и внешним планетам Солнечной системы. Учитель вводит понятие «полуэллиптическая орбита». Учащиеся представляют доклад «История запуска космических аппаратов к планетам Солнечной системы». |
15 | 5.5 Реализация выбранного плана деятельности и осуществление самостоятельной работы | Учитель подчеркивает значимость пилотируемых полетов, указывает на длительность истории исследования влияния космического полета на организм человека. Учащиеся представляют доклады «Животные в космосе», «Этапы развития пилотируемых космических полетов». |
16 | 6.1 Рефлексия деятельности | Учитель, используя Приложение VIII учебника, предлагает учащимся сделать вывод о вкладе СССР и России в развитие космонавтики. Для этого задаются вопросы о вкладе СССР в развитие космической эры астрономии, России в развитие современных космических исследований, просит перечислить наиболее значимые элементы истории советской космонавтики для развития мировой космической эры. Подводит учащихся к выводу о ведущей роли нашей страны в космических исследованиях, умении сотрудничать с другими странами. |
17 | 6.2 Рефлексия деятельности | Учитель представляет рефлексивные вопросы. В ходе обсуждения ответов на рефлексивные вопросы необходимо акцентировать внимание на значительном объеме исторических сведений об уже достигнутых результатах в запуске космических аппаратов к телам Солнечной системы, необходимости самостоятельного изучения учащимися этих результатов. |