Урок 13. Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Готовить к знакомству с правилами написания адреса; повторить правила написания прописной буквы и работу со слоговыми схемами; отработать порядок действий при списывании
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, слоговые схемы, собственные имена, правописание собственных имён, порядок действий при списывании, словарные слова, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Рубрика «Давай подумаем» в учебнике организует обсуждение проблемных вопросов к предложенному тексту. Важно, чтобы ученики самостоятельно пришли к выводу о необходимости указания адреса, вспомнили речевые ситуации, в которых приходится указывать собственный адрес (письмо, открытка, приглашение в гости) |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Словарное слово а́дрес. При работе со словарными словами как в 1 классе, так и в последующих учитель использует те методические приёмы, которые кажутся ему наиболее оправданными, входят в его «методическую копилку»: ведение орфографического словарика, проработка значения и употребления словарных слов, составление с ними предложений и т. п. Место работы со словарными словами (начало, середина, конец урока) также определяется учителем по своему усмотрению |
4 | 4. Повторение и закрепление ранее изученного материала | При необходимости перед выполнением следующего упражнения учитель напоминает ученикам материал рубрики «Тайны языка» из урока 7. |
5 | 5. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется фронтально упражнение 1 (язык) в учебнике — повторение правила написания прописной буквы. При необходимости учитель напоминает материал рубрики «Тайны языка» из урока 7. В классах с невысоким уровнем подготовленности учитель записывает правильное варианты ответов на доске, после чего ученики списывают их с доски, повторяя параллельно порядок действий при списывании |
6 | 6. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Обрати внимание» в учебнике объясняет, зачем нужно знать и правильно записывать собственный адрес |
7 | 7.Первичное закрепление материала | Выполняется упражнение 3 (язык) в учебнике — закрепление предшествующего материала, отработка порядка действий при списывании. Рекомендуется во всех классах проанализировать вопрос: «Дойдёт ли письмо с таким адресом?», а списывание текста предложить только тем ученикам, которые испытывают трудности с выполнением подобного рода заданий. В некоторых изданиях рядом с текстом упражнения 3 отсутствует рисунок (техническая ошибка). Учитель может предложить ученикам в тетрадях или на отдельных листах оформить конверт: записать адрес (списывают из текста) и нарисовать небольшой рисунок на конверте. Некоторые ученики могут высказать предположение, что конверт с адресом, который приведён в тексте, не дойдёт до адресата. В этом случае следует сказать ученикам, что для сказочной ситуации информация на конверте достаточно полная |
8 | 8. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется письменно, фронтально упражнение 5 в рабочей тетради — отработка написания словарных слов. Вписываются словарные слова спасибо, адрес, пожалуйста, до свидания. Дополнительные задания 1. Придумать предложения с оставшимися словарными словами (дорога, фамилия), наиболее интересные записать в тетрадь под диктовку учителя. 2. Списать письмо в рабочую тетрадь |
9 | 9. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется письменно, самостоятельно с последующей проверкой упражнение 4 (язык) в учебнике — отработка умения делить слова на слоги, определять место ударения. Учитель предлагает записать по одному слову к каждой схеме. Возможные варианты: возле, Кузе, здравствуй, очень, память, ле́та тебе, своё станции, пёрышко скучаю, ответа хорошо, соловей Вариант выполнения. В классах с большим количеством учащихся, испытывающих трудности, выполнение упражнения можно разбить на два этапа. Сначала предложить найти в тексте все слова, состоящие из двух слогов, записать названные слова на доске, в процессе коллективной работы поставить в каждом знак ударения и после этого записать по одному слову к первой и ко второй схемам. На втором этапе аналогичная работа проводится со словами, состоящими из трёх слогов |
10 | 10. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 6 в рабочей тетради — закрепление действия списывания. Перед самостоятельным списыванием целесообразно в ходе фронтальной устной работы поставить ударение, разделить слова на слоги, подчеркнуть в этих словах «опасные» место. Особое внимание стоит обратить на слова Санкт-Петербург, Пётр Первые, считают. Кроме того, нужно отметить, что в тексте встретится цифровая запись |
11 | 11. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
12 | 12. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 2 в рабочей тетради — совершенствование графического навыка в процессе написания строчных букв и, ц, у. На первой строчке отрабатываются короткая линия с закруглением внизу, короткая линия с закруглением внизу и короткой петлёй, длинная линия с длинной петлёй. Короткая линия с закруглением внизу и короткой петлей отрабатывалась на предыдущем уроке, на данном уроке внимание уделяется дифференциации этого элемента и длинной линии с длинной петлёй. Перед началом работы на второй строке важно обсудить с учащимися, в чём сходство и различие между строчным буквами и, ц и у. Третью строчку целесообразно использовать для диктанта букв по описанию. Примерный текст может быть таким: «Это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и короткой линии с закруглением внизу и короткой петлёй (ц); это буква, которая состоит из двух коротких линий с закруглением внизу (и); это буква, которая состоит из двух коротких линий с закруглением внизу и короткой линии с закруглением внизу и короткой петлёй (щ); это буква, которая состоит из трёх коротких линий с закруглением внизу (ш); это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и длинной линии с петлёй внизу (у);. Буквы могут повторяться несколько раз. На последней строчке можно прописать различные буквосочетания, составленные из отрабатываемых букв. Например, иц, ци, уц, цу, иу, уи |
13 | 13. Дополнительный материал | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 4 в рабочей тетради — отработка написания названий городов, улиц, рек, морей с заглавной буквы. Вариант выполнения. Для сильных учащихся задание можно усложнить, предложив им записывать географические названия в алфавитном порядке. В этом случае выполненное задание будет выглядеть так: города: Казань, Москва, Смоленск реки: Волга, Ока улицы: Волкова, Обручева моря: Красное, Чёрное Дополнительное задание. Списать в рабочую тетрадь первоначальный материал упражнения, чтобы отработать написание нарицательных существительных со строчной, а собственных — с заглавной: город Москва, река Ока и т. д. |
14 | 14. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |