Урок 13. М. Ю. Лермонтов. Биография. Лирика Лермонтова. Анализ стихотворения «Парус»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство учащихся с биографией М. Ю. Лермонтова, особенностями его лирики. Анализ стихотворения «Парус»
Задачи урока
- Осветить факты биографии М. Ю. Лермонтова, влияние Кавказа на его творчество. Рассмотреть особенности лирики М. Ю. Лермонтова. Познакомиться с творчеством Лермонтова-художника, сравнить ключевые образы его картин и сихотворений. Читать и анализировать стихотворение «Парус»
Виды деятельности
-
Лекция, работа с мультимедийными материалами, выразительное чтение, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Лирика, стихотворение в прозе, Кавказ, пейзаж, рифмовка, инверсия
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Этап усвоения нового материала | Лекция учителя: знакомство с биографией М. Ю. Лермонтова (см. учебник 1 ч. С. 155–159). В соответствующих местах подкрепляется изображениями и цитатами слайд-шоу. Выразительное чтение учащимися стихотворений, представленных в учебнике. |
2 | 2. Этап первичного закрепления и рефлексия учебной деятельности | Фронтальная беседа: ответы на вопросы по биографии М. Ю. Лермонтова с опорой на выполнение интерактивных заданий. – Задания 1, 2, 3 – Расскажите о том, какую роль сыграл в биографии поэта Кавказ. Отвечая на вопросы, используйте фрагменты из стихотворений. – Каким настроением проникнуто стихотворение «Кавказ»? Какие художественные приёмы использовал Лермонтов? (Задания 4, 5, 6) – Почему фрагмент «Синие горы Кавказа...» можно назвать стихотворением в прозе? Вы ещё не изучали этот жанр, но попробуйте проследить, как возникает поэтичность прозаического текста. Обратите внимание на настроение автора и лирического героя, а также на изобразительно-выразительные средства. |
3 | 3. Этап усвоения нового материала | Учащимся предлагается рассмотреть два портрета М. Ю. Лермонтова: автопортрет и портрет кисти П. Е. Заболотского. Вопросы для обсуждения (из МП Ланина, с. 68) – Какие черты М. Ю. Лермонтова наиболее ярко выражены в этих портретах? Какой из них больше соответствует вашему представлению о поэте? Как правило, учащиеся отмечают черты печали и ранимости в автопортрете; серьёзность, задумчивость и даже сумрачную строгость поэта в портрете кисти Заболотского. Кроме того, обращает на себя внимание фон автопортрета – Кавказские горы. Семиклассники вспоминают, что Кавказ играл очень важную роль в судьбе Лермонтова. – Охарактеризуйте М. Ю. Лермонтова, используя его стихотворения о Кавказе, воспоминания современников и отзывы критиков. Каким вы представляете себе поэта? |
4 | 4. Этап усвоения нового материала и рефлексия учебной деятельности | Знакомство с творчеством Лермонтова-живописца. Учащиеся рассматривают картины Лермонтова, преимущественно кавказской тематики. Вопрос: что общего между поэзией Лермонтова и его картинами? Делается вывод о связи поэзии и живописи в творчестве Лермонтова, об общей тематике произведений живописи и поэзии, переходящих из произведения в произведение образах. |
5 | 5. Этап усвоения нового материала | Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Парус». Выразительное чтение стихотворения учащимися. Лекция учителя об истории создания. (См.: МП Б. А. Ланина, с. 69–70) |
6 | 6. Этап усвоения нового материала | Анализ стихотворения «Парус». Ответы на вопросы по стихотворению с опорой на выполнение интерактивного задания. – Сформулируйте тему стихотворения «Парус». Что роднит лирического героя с одиноким парусом? Как подчеркивается их близость? – Какие вопросы задаёт лирический герой стихотворения «Парус» и какие ответы получает? Удивил ли вас вывод, к которому приходит лирический герой? – Каждая строфа в стихотворении «Парус» представляет собой пейзажную зарисовку и размышления поэта. Сравните пейзаж в первой и последней строфах — краски, образы. Какие пейзажные детали во второй строфе создают иллюзию шума моря? (задание 1) – В стихотворении рифмуются только значимые слова. Обратите внимание на рифмовку в стихотворении «Парус». Есть ли упорядоченность в использовании определённых частей речи? (задания 2, 3) – Введение понятия антитезы. Задание 4. – Введение понятия инверсии. Задание 5. |
7 | 7. Информация о домашнем задании | Выучить наизусть стихотворение «Парус». |