Урок 125. Свойства прямоугольника
Закрепить знания учащихся о свойствах противоположных сторон и диагоналей прямоугольника.
Закреплять у учащихся знания результатов табличных случаев умножения и деления, умения выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100, вычислять значения числовых выражений, содержащих скобки; решать текстовые арифметические задачи. Развивать у учащихся графические и пространственные представления. Формировать у учащихся навыки логических рассуждений, умения выполнять логические операции сравнения и подведения под определение.
Находить противоположные стороны и диагонали прямоугольника на чертеже. Формулировать свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Называть результаты всех табличных случаев умножения и деления, а также сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания. Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100. Вычислять значения числовых выражений, содержащих скобки. Определять арифметические действия для решения текстовых задач. Строить на клетчатом фоне геометрические фигуры по образцу, а также фигуры по размеру в несколько раз больше или меньше данных фигур. Конструировать геометрические фигуры указанной формы из частей. Отвечать на вопрос о симметричности или несимметричности точек относительно данной прямой. Проверять себя с помощью модели. Находить различные варианты решения задач. Сравнивать числовые выражения (находить в них сходство и различия). Выяснить, является ли данная фигура прямоугольником (квадратом), опираясь на определение и чёткий алгоритм рассуждений.
-
Свойства прямоугольника
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с заданием №10 учебника. Одно число равно 5, а другое в 3 раза больше. Назови разность этих чисел. Интерактивное задание. Отметьте: Красными фишками фигуры, имеющие длину; Желтыми фишками фигуры, имеющие периметр; Зелёными фишками фигуры, имеющие площадь |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием №12 учебника. Интерактивное задание. Найди значение выражений и запиши результат при помощи карточек с числами. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Работа с заданием № 14 учебника. Реши задачу, запиши решение и ответ Интерактивное задание. Отметь красной фишкой верный вариант решения |
4 | 4. Целеполагание | Работа с заданием № 3 учебника Методический комментарий. Лучше всего выполнить упражнение устно, подробно разбирая каждый пункт задания. При этом просите детей да- вать подробные и обоснованные ответы. 1. Учащиеся могут предложить два общих названия фигур: многоугольники и четырёхугольники. 2. У фигур 1 и 2 все углы прямые, а у фигуры 3 нет прямых углов. (Учащиеся проверяют это с помощью чертёжного угольника.) 3. Так как фигуры 1 и 2 — четырёхугольники, у которых все углы прямые, то их можно назвать прямоугольниками. 4. У фигуры 2, в отличие от фигуры 1, все стороны равны. (Учащиеся проверяют это с помощью циркуля.) 5. Так как фигура 2 — прямоугольник, у которого все стороны равны, то её можно на звать квадратом. 6. Так как фигура 1 — прямоугольник, то у неё противоположные стороны равны. 7. У фигуры 2 все стороны равны. В заключение задайте дополнительные вопросы: «Любой ли квадрат является прямоугольником? (Да, любой, так как квадрат по определению — прямоугольник.) Любой ли прямоугольник является квадратом? (Нет, не любой прямоугольник является квадратом, а лишь тот, у которого все стороны имеют одну и ту же длину.)» Интерактивное задание. Отметь красной фишкой верный вариант решения |
5 | 5. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 5 учебника. Задание направлено прежде всего на дальнейшее уточнение знаний о диагоналях прямоугольника (квадрата). В результате выполнения этого упражнения учащиеся должны сделать следующие основные выводы: 1) у прямоугольника, не являющегося квадратом, диагональ не является осью симметрии, а у квадрата диагональ — ось симметрии; 2) у квадрата, как и у любого прямоугольника, диагонали равны. Интерактивное задание. Запиши, сколько четырёхугольников на рисунке |
6 | 6. Первичное закрепление | Работа с заданием № 7 учебника. Задание продолжает серию упражнений, направленных на формирование у учащихся умения выполнять логическую операцию «подведение под определение». Для того чтобы фигура была квадратом, необходимо выполнение двух условий: 1) она должна быть прямоугольником; 2) у неё все стороны должны иметь одну и ту же длину. В данном случае описывается именно такая фигура (прямоугольник, длина каждой стороны которого равна 9 см). Значит, это квадрат. Интерактивное задание. Запиши, сколько четырёхугольников на рисунке |
7 | 7.1. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 15 учебника. Сначала обсудите с учащимися способ выполнения задания. Спросите у детей: «В каком случае мы можем поставить знак равенства между двумя числовыми выражениями? (В случае, когда равны значения этих выражений.) Значит, сначала мы должны найти значения всех выражений, а потом подбирать для равенств те из них, значения которых равны». Далее предложите ученикам самостоятельно выполнить задание, а проверку проведите устно фронтально. Возможны следующие варианты равенств: 32 : 4 = 56 – 48, 6 • 7 = 50 – 8. Интерактивное задание. Отметь фишками одного цвета выражения, которые имеют одинаковое значение |
8 | 7.2. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 21 учебника. Реши задачу, запиши решение и ответ. Рассуждаем так: «Если шестерым детям раздать по 9 яблок, то потребуется 54 яблока (6 • 9 = 54). А из условия задачи следует, что имеется всего 49 яблок, значит, не хватает 5 яблок (54 – 49 = 5)». Интерактивное задание. Запиши, сколько треугольников на рисунке считаем треугольники: 4 маленьких, 3 треугольника, состоящих из двух треугольников, 1 большой треугольник. Всего получается 8 треугольников. |