Урок 122. Прямоугольник. Квадрат
Закрепить с учащимися определение прямоугольника (квадрата).
Закреплять у учащихся знания свойств арифметических действий с 0 и 1, результатов табличных случаев умножения и деления, умения выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100, вычислять значения числовых выражений, содержащих скобки, конструировать и решать текстовые арифметические задачи. Развивать у учащихся пространственные представления. Формировать у учащихся навыки логических рассуждений, умения выполнять логические операции сравнения; использовать определения для распознавания геометрических фигур.
Распознавать прямоугольник (квадрат) на чертеже на глаз и с помощью измерений. Называть определения прямоугольника и квадрата. Формировать свойства арифметических действий с 0 и 1. Называть результаты всех табличных случаев умножения и деления, а также сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания. Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100. Определять арифметические действия для решения текстовых задач. Изменять текст задачи в соответствии с указанными требованиями. Находить на чертеже все фигуры указанной формы. Отвечать на вопрос об истинности или ложности утверждения с опорой на необходимые измерения и вычисления. Приводить примеры, подтверждающие истинность данного утверждения. Сравнивать числовые выражения (находить в них сходство и различия). Выяснить, является ли данная фигура прямоугольником (квадратом), опираясь на определение и чёткий алгоритм рассуждений
Прямоугольник. Квадрат
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с заданием № 12 учебника. В ходе выполнения этих заданий обобщаются правила действий с 0 и 1. Важно, чтобы ответы на вопросы учащиеся давали в общем виде. Интерактивное задание. На чертеже дан квадрат, который разбит на 9 квадратов, но можно выделить ещё 4 квадрата. Следовательно, всего на чертеже (1 + 9 + 4) 14 квадратов. Запиши результат. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 14 учебника. В ходе выполнения этих заданий обобщаются правила действий с 0 и 1. Важно, чтобы ответы на вопросы учащиеся давали в общем виде. Интерактивное задание. Определи и запиши при помощи карточек с числами, сколько метров до озера осталось пройти каждому из рыболовов. Устно ответьте на вопросы: Кто из детей находится дальше всех от озера, а кто — ближе всех? Какое расстояние между Юрой и Катей? На сколько метров Вова отстал от Иры? |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Работа с заданием № 16 учебника. Интерактивное задание. Назови произведение чисел и запиши результат при помощи карточек с числами. |
4 | 4. Целеполагание | Работа с заданием № 3 учебника. Напомните ученикам, что любой квадрат является прямоугольником. На чертеже три прямоугольника (3, 5, 6) и два квадрата (5, 6). Интерактивное задание. Отметьте, какие фигуры являются прямоугольниками. |
5 | 5. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 4 учебника. На черте же 4 больших квадрата и 7 маленьких. Всего 11 квадратов. Интерактивное задание. Отметьте правильный ответ. |
6 | 6. Первичное закрепление | Работа с заданием № 19 учебника Реши задачу, запиши решение и ответ. Интерактивное задание. Отметьте слова, которыми можно назвать фигуру на рисунке. В данном случае должны быть отмечены все слова, кроме слова «квадрат». Обязательно предложите учащимся объяснить, почему они отметили слова многоугольник, прямоугольник, четырёхугольник и не отметили слово квадрат. |
7 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 10 учебника. Это задание интересно с логической точки зрения. При ответе на дополнительные вопросы к задаче («Можно ли утверждать, что этот четырёхугольник — квадрат?») дети, по существу, учатся выполнять логическую операцию «подведение под определение». Учащимся известно определение квадрата. Для того чтобы утверждать, что данный четырёхугольник является квадратом, надо проверить выполнение двух условий: 1) четырёхугольник является прямоугольником; 2) все стороны четырёхугольника равны по длине. Из условия задачи не следует, что четырёхугольник является прямоугольником, то есть первое условие может не выполняться, значит, нельзя утверждать, что этот четырёхугольник — квадрат (даже несмотря на то, что все стороны у него равны по длине). Интерактивное задание. Определи, сколько единиц составляет единичный отрезок. |