Урок 12. Сложное предложение с разными видами связи
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Помочь учащимся практически усвоить понятие «сложное предложение с разными видами связи»
Задачи урока
- Вырабатывать у учащихся
- представление о сложном предложении с разными видами связи как таком единстве предикативных частей, которое образуется на интонационно-смысловой основе, с участием или без участия союзов; понимание структурно-смысловых особенностей такого предложения и умение соблюдать в практике письма основные правила пунктуации
Виды деятельности
-
Определять структурные и семантические признаки сложных предложений с разными видами связи, границы их частей; наблюдать за использованием сложных предложений с разными видами связи в художественном тексте
Ключевые понятия
-
Сложное предложение с разными видами связи, сочинение, подчинение, бессоюзная связь
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация прежних знаний | Фронтальная беседа по вопросам. Проверка выполнения упражнения № 304 учебника. |
2 | 2. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | В русском языке, а особенно в языке художественной литературы, широко распространены сложноподчинённые предложения комбинированных типов — с разными видами связи: бессоюзной, союзной сочинительной, союзной подчинительной. Для правильного понимания смысла таких предложений необходимо научиться устанавливать типы таких комбинаций. Сочинение + подчинение. |
3 | 3. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Сочинение + бессоюзная связь. |
4 | 4. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Подчинение + бессоюзная связь. |
5 | 5. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Сочинение + подчинение + бессоюзная связь. |
6 | 6. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | В сложных предложениях с разными видами связи — сочинительной и подчинительной — могут оказаться рядом два союза (сочинительный и подчинительный) или сочинительный союз и союзное слово. Два таких союза (союз и союзное слово), должны разделяться запятой, если часть предложения со вторым союзом или союзным словом можно изъять, не изменяя общей структуры сложного предложения. Если же часть предложения со вторым союзом или союзным словом изъять нельзя, не изменив общей структуры сложного предложения, запятая между союзами или союзом и союзным словом не ставится. В этом случае далее должна стоять вторая часть двойного союза — то. |
7 | 7. Этап закрепления и первичной проверки | Выполнение упражнения № 307 учебника. |
8 | 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Подведение итогов занятия: передать основные положения теоретической части параграфа 35 (с.201—202). |
9 | 9. Информация о домашнем задании |