Урок 12. Слог
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Учить определять количество слогов в словах, делить слова на слоги
Ключевые понятия
-
слог, деление на слоги, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | Актуализация знаний | Рубрика «Вспомни изученное» актуализирует знания учеников о том, что количество слогов в слове определяется количеством в нём гласных звуков. Помощь в случае затруднений. Учитель задаёт вопросы: сколько слогов в слове, в котором два гласных звука? Разное ли количество слогов в словах, в одном из которых один гласный звук, а в другом два гласных звука? Какой звук обязательно должен быть в слоге? После ответов на вопросы учащиеся составляют слова из предложенного набора слогов. В записанных словах обязательно подчёркиваются гласные. Работа выполняется письменно, фронтально. Составивший слово ученик выходит к доске, записывает это слово, подчёркивает гласные. |
3 | Отработка умения | Выполняется фронтально, письменно упражнение 1 — отработка умения делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Гласные буквы подчёркиваются, слова делятся на слоги проведёнными под слогами дугами: рыбка, голова и т. д. |
4 | Обобщение знаний | Рубрика «Тайны языка» направлена на обобщение знаний учащихся. |
5 | Отработка и закрепление ранее изученного материала | Выполняется фронтально, письменно упражнение 2 — закрепление деления слов на слоги. Предложите учащимся записывать слова, выделяя слоги снизу дугами. Образец записи: урожай — урожаи, бой — бои. |
6 | Отработка и закрепление ранее изученного материала | Выполняется письменно, в парах упражнение 3 (работа в паре) — поиск слов, в которых три слога. Выписываются слова помидор, негодник, нелепо, огурец, сорванец, подобных. Проверка выполнения проводится фронтально. |
7 | Отработка и закрепление ранее изученного материала | Упражнение 4 (по выбору) — составление слов путём добавления к имеющемуся началу слова ещё одного слога. В классах с высоким уровнем усвоения материала выполняется письменно, самостоятельно, в остальных классах — под руководством учителя. Перед началом выполнения разбирается Серёжин способ составления слов. Ученики должны отметить, что слога без гласной буквы не может быть. Серёжа во всех трёх случаях добавил только согласный звук, следовательно, он неправильно выполнил задание. Учитель просит учеников постараться составить пять любых слов (не обязательно первых). Во время выполнения учащимися задания учитель на доске готовит материал для организации проверки. |
8 | Отработка и закрепление ранее изученного материала | Упражнение 5 (работа в группе) — конструирование слов из заданных слогов. В результате из последних слогов составляются слова родители, забота, доброта. Возможная трудность. Второклассники могут неправильно разделить слово серебро на слоги, выделив как последний слог ро, соответственно, у них вместо слова доброта получится дорота. Хорошо, если они сами заметят ошибку и ещё раз разделят слова в третьем ряду на слоги. В случае необходимости учитель указывает на правильное деление слова на слоги: се-ре-бро. |
9 | Дополнительный материал | Каллиграфическая минутка. Вспомнить особенность написания элемента «короткая линия, загнутая вверху и внизу» — г, назвать буквы, в состав которых входит этот элемент. Прописать каллиграфически строчную г (одну строку). |
10 | Дополнительный материал | Дифференцированная работа. Учащиеся, которым нужна педагогическая поддержка, повторяют написание буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу, выполняя вместе с учителем упр. 18, 22, 25 в тетради «Учусь писать без ошибок». Остальные учащиеся сначала выполняют упр. 5, если оно не сделано со всем классом, или ищут в учебнике и записывают слова с определённым количеством слогов. После этого в тетради «Учусь писать без ошибок» самостоятельно выполняют указанные упражнения. |
11 | Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |