Урок 12. Практическая работа с планом Солнечной системы
Разработки уроков (конспекты уроков)
Среднее общее образование
Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (10-11)
Астрономия
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Извлекать и анализировать информацию астрономического содержания, применять знания о строении Солнечной системы.
Задачи урока
- Определить расстояния до планет Солнечной системы с использованием справочных материалов, определить положение планет Солнечной системы с использованием данных «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год, осуществлять графическое представление положения планет Солнечной системы с учетом масштаба и реального расположения небесных тел на момент проведения работы.
Виды деятельности
-
Строить логичные устные высказывания, выдвигать гипотезы, интерпретировать визуальную информацию, формулировать цели деятельности, определять необходимые для реализации цели ресурсы, планировать деятельность для достижения цели, формулировать выводы, устанавливать контакт в группе сверстников, обсуждать план выполнения работы, участвовать в совместной деятельности, принимать роль в группе, представлять результаты работы группы, осуществлять рефлексию познавательной деятельности.
Ключевые понятия
-
Наблюдение планеты, план Солнечной системы, «Школьный астрономический календарь», взаимное расположение планет по заданной дате.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к деятельности | В ходе беседы необходимо обратить внимание учащихся на следующие обстоятельства: 1) поиск планет возможен лишь в области видимых в данный момент зодиакальных созвездий; 2) время видимости планеты определяется ее положением на орбите в момент наблюдения и положением относительно Солнца, а также тем, является данная планета верхней или нижней; 3) в моменты нижнего соединения иногда можно наблюдать нижние планеты, когда они оказываются точно между Землей и Солнцем; 4) в моменты противостояния для возможности наблюдения Марс должен находиться на одной прямой с Солнцем и Землей в противоположном направлении по отношению к Солнцу. |
2 | 2.1 Актуализация опыта и предшествующих знаний | В ходе обсуждения подчеркивается значимость единства методов изучения параметров Земли и других планет. |
3 | 2.2 Актуализация опыта и предшествующих знаний | Учитель организует фронтальное решение задач, при этом акцентируется внимание учащихся на логике рассуждений. |
4 | 3.1 Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | Учитель организует беседу об объектах, составляющих Солнечную систему; используя интерактивную модель Солнечной системы, предлагает проанализировать верность указанных в интерактивном изображении расстояний, подводит учащихся к выводу о необходимости определения данных расстояний. Совместно с учащимися учитель формулирует тему урока. |
5 | 3.2 Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | Используя слайд-шоу, учитель организует беседу об объектах, составляющих Солнечную систему, подводит учащихся к мысли о необходимости определения расстояний до планет Солнечной системы. Учащиеся приходят к выводу о необходимости использования справочной литературы, содержащей сведения о положении планет на день проведения занятия. Совместно с учащимися учитель формулирует тему урока. |
6 | 4.1 Построение плана по разрешению затруднений | Учитель демонстрирует внешний вид «Школьного астрономического календаря» на различные годы, указывает на его ежегодный перевыпуск; в беседе организует исследование содержания «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год, вводит и анализирует понятия «гелиоцентрическая долгота», «эфемерида». |
7 | 4.2 Построение плана по разрешению затруднений | Обсуждается план выполнения работы. Учитель подводит учащихся к необходимости принятия допущений о круговых орбитах планет, принятии Солнца как точечного объекта, самостоятельного выбора направления на точку весеннего равноденствия. |
8 | 5. Реализация выбранного плана деятельности и осуществление самостоятельной работы | На экране представлен план действий учащихся в ходе практической работы. Учитель сопровождает объединение учащихся в группы по 4 человека, организацию ими выполнения работы, включению всех учащихся в работу группы. |
9 | 6. Включение в систему знаний | В ходе обсуждения ответов на вопросы необходимо акцентировать внимание на методике выполнения задания, корректности полученного изображения. |
10 | 7. Рефлексия деятельности | В ходе беседы акцентируется внимание на особенностях и возможностях использования «Школьного астрономического календаря». |
11 | 7. Домашнее задание |