Урок 12. Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Знакомить со сравнительными конструкциями как приёмом, помогающим более точно, ярко составить описание; отработать постановку вопросов «кто?», «что?», «какой?», «какая?» и т. д.; повторить сопоставление слов со звуковыми моделями и правила постановки знаков препинания в конце предложения
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, описание внешности, речевой этикет, слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?», работа в паре, знаки препинания в конце предложения, звуковой анализ слова, звуковая модель слова, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — наблюдение за текстом, в котором использовано сравнение. Текст читает учитель. После обсуждения ответов учащихся можно предложить им вспомнить, с кем или с чем ещё сравнивают очень худого человека. Если в ответах учеников прозвучат «обидные» сравнения, рекомендуется сразу перейти к материалу рубрики «Обрати внимание», где обращается внимание на необходимость аккуратного использования сравнений в речи |
3 | 3. Актуализация знаний | Выполняется упражнение 2 (речь) в учебнике — обсуждение текста, в котором использовано не совсем удачное сравнение, знакомит с одним из правил речевого поведения. Если упражнение выполняется сразу после упражнения 1, важно, чтобы ученики пришли к выводу, сформулированному в рубрике «Обрати внимание» (можно предложить ученикам самостоятельную работу по аналогии с упражнением 1) |
4 | 4. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Обрати внимание» в учебнике знакомит со сравнением как речевым приёмом, помогающим составить более точное, яркое описание; предупреждает об осмотрительности при использовании сравнений в речи |
5 | 5. Первичное закрепление материала | Выполняется фронтально упражнение 4 (язык) в учебнике — отработка навыка постановки к слова вопросов «кто?», «что?», «какой?» и т. д. Учитель обязательно записывает на доске по приведённому в учебнике образцу ответы учеников. В классах с невысоким темпом работы достаточно записать в тетрадь одно словосочетание с вопросами. Не рекомендуется для других форм проведения, кроме фронтальной работы |
6 | 6. Первичное закрепление материала | Выполняется письменно, фронтально упражнение 4 в рабочей тетради — активизация словарного запаса, отработка умения задавать к слову вопрос. Очень важно не допустить появления у учащихся неверного представления о том, что вопрос к словам лиса и медведь ставится от слов, написанных в начале строк. Чтобы избежать этого, нужно обязательно в ходе выполнения упражнения предложить задать вопрос от слова лиса: лиса (какая?) рыжая, лиса (какая?) хитрая, лиса (какая?) ловкая. Так же следует поработать со словом медведь. После проведения устной работы в рабочей тетради делается запись: (кто?) лиса (какая?) рыжая, хитрая, ловкая (кто?) медведь (какой?) бурый, косолапый, сильный |
7 | 7. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 5 (язык; работа в парах) в учебнике — закрепление навыков проведения звукового анализа работы со звуковыми моделями. Рекомендуется для проведения в парах только тем ученикам, кто готов и обучен работать в парах. В остальных классах проводится фронтально только в том случае, если учитель считает необходимым повторить данный вид работы. Первой звуковой модели соответствует слово принц, второй — травинка, третьей — жираф. Если ученики допустили ошибки в подборе слов к заданным моделям, необходимо подробно разобрать каждую ошибку и рекомендовать тем ученикам, которые их допустили, дополнительную работу со звуковыми моделями в тетради «Русский язык» (№ 1). Если позволяет время и темп работы учащихся, рекомендуется составить предложения с использованием приведённых сравнений. Составленные предложения обязательно записываются учителем на доске |
8 | 8. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 6 (язык) в учебнике — повторение правила постановки восклицательного знака. Выполняется только в том случае, если учитель считает, что ученики не усвоили данное правило. В этом случае текст из упражнения 1 снова читает учитель, выделяя интонацией восклицательные предложения |
9 | 9. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 3 (речь; если осталось время) в учебнике — поиск сравнений, использованных в тексте. Выполняется в классах с высоким уровнем подготовленности учащихся, в остальных классах может не проводиться. Не рекомендуется для самостоятельной работы. В тексте использованы следующие сравнения: ресницы, как бабочки; настоящая принцесса; волосы лились, словно золотой водопад. Возможная трудность связана с тем, что некоторые ученики увидят в словосочетании золотистые косы сравнение. Следует отметить хорошее языковое чутьё этих учеников и показать всему классу, что в словосочетании золотистые косы действительно есть сравнение, только скрытое (для демонстрации достаточно «развернуть» словосочетание: косы, как золото; косы, похожие на золото). Не рекомендуется подробно останавливаться на данном языковом явлении (метафора), тем более вводить термин и объяснять первоклассникам его природу (метафора — это скрытое сравнение) |
10 | 10. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
11 | 11. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 2 в рабочей тетради — совершенствование графического навыка в процессе написания строчных букв и, ц, щ. На первой строчке отрабатываются короткая линия с закруглением внизу и короткая линия с закруглением внизу и короткой петлёй. Короткая линия с закруглением внизу и короткой петлей относится к числу наиболее сложных для написания элементов, поэтому надо обязательно подробно его разобрать, обратив внимание на два момента: а) петля начинает прописываться только после завершения написания короткой линии с закруглением внизу (целесообразно показать ошибочное написание, когда не выполняется закругление и сразу прописывается петля); б) при написании петли очень важно, чтобы точка, в которой завершающая петлю линия пересекается с нижней линией рабочей строки, точно совпадала с точкой пересечения начинающей петлю линии с нижней линией рабочей строки; петля не должна быть слишком большой. Перед началом работы на второй строчке важно обсудить с учащимися, в чём сходство и различие между строчным буквами и и ц, а перед началом работы на третьем строчке — в чём сходство и различие между буквами ц и щ. Последнюю строчку целесообразно использовать для диктанта букв по описанию. Примерный текст может быть таким: «Это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и короткой линии с закруглением внизу и короткой петлёй (ц); это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и ещё одной короткой линии с закруглением внизу (и); это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу, ещё одной короткой линии с закруглением внизу и короткой линии с закруглением внизу и короткой петлёй (щ); это буква, которая состоит из трёх коротких линий с закруглением внизу (ш); это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и длинной линии с петлёй внизу (у);. Буквы могут повторяться несколько раз |
12 | 12. Дополнительный материал | Рубрика «Переменка» в рабочей тетради. Ребусы не должны вызывать трудности, если правильно будут названы картинки. Зашифрованные слова: защитник, калитка, зверь |
13 | 13. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |