Урок 12. А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Повесть «Гранатовый браслет»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Анализ и обсуждение повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Задачи урока
- Повторить биографию А. И. Куприна. Анализировать повесть «Гранатовый браслет», рассмотреть образы героев, определить идею произведения
Виды деятельности
-
Выполнение интерактивных заданий, обсуждение текста, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, лекция
Ключевые понятия
-
повесть, герои, характер, пейзаж, портрет, символ, образ
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап. Повторение пройденного | Викторина на знание биографии А. И. Куприна – на основе материала изученного в 7 и 8 классах. |
2 | 2. Изучение нового материала | Лекция учителя об истории создания повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Подкрепляется материалами объекта. |
3 | 3. Этап закрепления и первичной проверки изученного материала. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Фронтальная беседа по вопросам рубрики «Решаем читательские задачи» (стр. 133) с опорой на выполнение интерактивных заданий объекта. – Герои «Гранатового браслета» — люди, познавшие чувство любви. Однако у большинства из них любовь в прошлом, как приятное воспоминание. Вспомним: что говорят они о любви и как проходит их личная жизнь? На фоне каких любовных историй разворачивается трагическая влюблённость Желткова. – Как связаны между собой два подарка, которые получила Вера в день именин? («Отгородившийся своей любовью от жизни со всеми её волнениями и тревогами, замкнувшийся в своём чувстве, как в скорлупе, Желтков не знает подлинной радости любви. И если сам Куприн, передавая свои впечатления от оперы Бизе „Кармен“, писал, что „любовь всегда трагедия, всегда борьба и достижения, всегда радость и страх, воскрешение и смерть«, то чувство Желткова — это тихое, покорное обожание, без взлётов и падений, без борьбы за любимого человека, без надежд на взаимность. Такое обожание иссушает душу, делает её робкой и бессильной. Не потому ли так охотно соглашается уйти из жизни придавленный своей любовью Желтков?» Фрагмент из исследования критика В.А. Афанасьева заканчивается вопросом. Попробуйте ответить на него сами. Во всём ли согласны вы с исследователем? Сравните Желткова с другими известными вам литературными героями — «рабами любви».) – Можно ли назвать Желткова маленьким человеком? Вспомните примеры таких образов в русской литературе. Докажите свою точку зрения. – Вы послушали вторую сонату Бетховена. Какие переживания вызвала в душе музыка? С кем из героев «Гранатового браслета» она ассоциируется? – Критики отмечали, что в повести связаны в цепочку некоторые символические образы: старинный молитвенник, гранатовый браслет, шесть музыкальных фраз из бетховенской «Аппассионаты», шесть строф стихотворения в прозе. При каких обстоятельствах они появляются в повести? Как они влияют на сюжет произведения? |
4 | 4. Информация о домашнем задании | 1. Подумать над ответами на вопрос: 2. Как проявляются в «Гранатовом браслете» традиции русского сентиментализма? Чтобы подготовить выступления на эту тему, обратите внимание: 3. 1) на фабулу и сюжет; 4. 2) тему запретной любви в произведениях; 5. 3) тему возмездия за запретную любовь, переплетённую с темой самоубийства; 6. 4) особенности авторского повествования; 7. 5) роль пейзажа; 6) музыкальные мотивы. |