Урок 11. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе
Разработки уроков (конспекты уроков)
Среднее общее образование
Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (10-11)
Астрономия
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Исследовать астрономические методы определения расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
Задачи урока
- Проанализировать методы определения расстояний до небесных тел в Солнечной системе: по параллаксу, радиолокационный метод, метод лазерной локации; исследовать методологические основы определения размеров Земли Эратосфеном; изучить методы определения размеров небесных тел: метод триангуляции, метод углового радиуса.
Виды деятельности
-
Строить логичные устные высказывания; выявлять противоречия; использовать методы измерения параметров макрообъектов (расстояний и размеров тел в Солнечной системе); выполнять логические операции – анализ, сравнение; организовывать самостоятельную познавательную деятельность; применять знания для решения задач; осуществлять рефлексию познавательной деятельности.
Ключевые понятия
-
Горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, метод определения расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, метод лазерной локации, эмпирический метод определения размеров Земли.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к деятельности | В ходе беседы внимание акцентируется на границах применимости и значении законов Кеплера. |
2 | 2.1 Актуализация опыта и предшествующих знаний | В ходе обсуждения вопросов подчеркивается прикладное значение законов Кеплера. |
3 | 2.2 Актуализация опыта и предшествующих знаний | Учитель организует фронтальное решение задач, при этом акцентируется внимание на логике рассуждений. |
4 | 3.1 Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | При обсуждении ответов на вопросы учитель подводит учащихся к выводу об ограниченности метода определения расстояний с использованием законов Кеплера, необходимости нахождения методов для определения размеров небесных тел. Совместно с учащимися учитель формулирует тему урока. |
5 | 3.2 Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | С опорой на слайд-шоу в беседе с учащимися формулируется ценность владения методами определения расстояний до небесных тел и их размеров для научных и практических целей: только зная расстояния можно говорить о природе небесных тел (изображение 1), обеспечивать безопасность окружающего Землю пространства (изображение 2), проводить расчеты траекторий полетов космических аппаратов (изображения 3, 4). |
6 | 4.1 Открытие нового знания учащимися | Используя слайд-шоу, учитель организует беседу об особенностях методов определения расстояний до небесных тел и их размеров. Учащиеся подводятся к выводам о невозможности использования прямых измерений, зависимости метода от точности измерения других физических параметров небесных объектов, единстве методов для всех небесных тел Солнечной системы, включая и самое близкое. Важно спросить учащихся о самом близком объекте и подчеркнуть, что это не Луна, а Земля. |
7 | 4.2 Открытие нового знания учащимися | В беседе с опорой на слайд-шоу необходимо актуализировать знания о длине дуги центрального угла в 1°, равенстве синуса малого угла величине самого угла, взаимосвязи радианной и градусной мер угла. |
8 | 4.3 Открытие нового знания учащимися | Используя рисунки, вводится понятие «базиса», анализируется понятие параллакса. |
9 | 4.4 Открытие нового знания учащимися | Учащиеся знакомятся с методом горизонтального параллакса, подчеркивается возможность взаимной проверки точности методов определения расстояний с использованием законов Кеплера и горизонтального параллакса. Учащиеся заносят в таблицу «Методы определения расстояний в астрономии» характеристику метода горизонтального параллакса. |
10 | 4.5 Открытие нового знания учащимися | Учащиеся представляют доклады «Радиолокационный метод в астрономии», «Лазерная локация и ее использование в астрономии». В ходе представления докладов демонстрируются изображения 1 и 2 для радиолокационного метода и изображение 3 для метода лазерной локации. В ходе обсуждения подчеркивается суть данных методов и их физическая основа. Учащиеся заполняют таблицу, характеризуя методы радиолокации и лазерной локации. |
11 | 4.6 Открытие нового знания учащимися | Учащиеся, используя текст, характеризуют в соответствии с предложенным планом метод определения длины дуги меридиана. После выполнения задания учитель организует обсуждение результатов. |
12 | 4.7 Открытие нового знания учащимися | Учащиеся, используя рисунок, анализируют способ триангуляции, внося характеристики в таблицу «Методы определения расстояний и размеров тел в астрономии». |
13 | 4.8 Открытие нового знания учащимися | Учащиеся, используя рисунок, анализируют метод определения размера светила по его угловому радиусу, вносят характеристики в таблицу «Методы определения расстояний и размеров тел в астрономии». |
14 | 5.1 Включение нового знания в систему | Учитель организует фронтальное обсуждение вопросов, направленных на выявление границ применимости методов. В беседе учащиеся приходят к выводу о единстве методов определения размеров Земли и расстояний до небесных тел, достоверности методов. |
15 | 5.2 Включение нового знания в систему | Учитель сопровождает процесс анализа типовых задач, комментирует каждый этап — от записи данных до получения числового значения искомой величины и ее единицы. |
16 | 5.3 Включение нового знания в систему | Учитель сопровождает процесс выполнения учащимися заданий на применение полученных знаний. |
17 | 6. Рефлексия деятельности | В ходе обсуждения ответов на рефлексивные вопросы необходимо акцентировать внимание на значимости законов Кеплера для последующих теоретических и практических открытий. |
18 | 7. Домашнее задание |