Урок 11. Луч и его обозначение
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК В. Н. Рудницкой. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Научить учащихся показывать, изображать, называть и обозначать буквами латинского алфавита. Закреплять у учащихся знания табличных случаев сложения и вычитания; умения записывать цифрами и словами двузначные числа, решать текстовые арифметические задачи (в том числе различными способами), изображать отношения «больше» и «меньше» (и им аналогичные) с помощью схем, состоящих из точек и стрелок
Задачи урока
- Распознавать и показывать луч на чертеже.
- Различать луч и отрезок.
- Выполнять по плану построение луча с помощью линейки.
- Называть луч и обозначать его на чертеже буквами латинского
- алфавита.
- Воспроизводить результаты табличных случаев сложения и вычи-
- тания.
- Записывать цифрами и словами любое двузначное число.
- Определять арифметические действия для арифметических задач.
- Находить различные способы решения задач.
- Изображать изученные отношения с помощью схем, состоящих
- из точек и стрелок, а так же использовать эти схемы в ходе решения
- математических задач.
Виды деятельности
-
Научить учащихся показывать, изображать, называть и обозначать
буквами латинского алфавита.
Закреплять у учащихся знания табличных случаев сложения и вычитания; умения записывать цифрами и словами двузначные числа, решать текстовые арифметические задачи
(в том числе различными способами), изображать отношения «больше» и «меньше» (и им аналогичные) с помощью схем, состоящих из точек и стрелок
Ключевые понятия
-
Луч
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Предложенные младшим школьникам задания способствуют отработке на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению требований учебной деятельности. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 19 учебника.Для решения задачи рекомендуем использовать цветные палочки. Рассуждать учащиеся должны примерно так: «По условию задачи Кролик посадил 2 десятка семян моркови и 3 десятка семян редиса. Выложим с помощью цветных палочек эти числа. Так как в задаче спрашивается, сколько морковок и редисок надеется собрать Кролик, надо сложить эти числа (сдвинуть палочки). Получилось число, в котором 5 десятков (5 оранжевых палочек), — это 50. Значит, Кролик надеется собрать 50 морковок и редисок. В тетради решение задачи записывают так. Решение: 20 + 30 = 50. Ответ: 50. После решения задачи ещё раз вернитесь к формулировке вопроса. Попросите детей снова прочитать вопрос и спросите: «Как вы думаете, почему в вопросе задачи используется слово «надеется»? Можем ли мы точно утверждать, что Кролик осенью соберёт ровно 50 морковок и редисок? Почему? Скорее всего, он соберёт меньше 50 морковок и редисок или ровно 50? Можем ли мы точно утверждать, что Кролик не соберёт больше 50 морковок и редисок? Почему?» Интерактивное задание. Учитель. Запиши решение и ответ. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Работа с заданием № 20 учебника. Разберите два способа решения этой задачи. Способ 1 1) 4 + 3 = 7 2) 15 – 7 = 8 Способ 2 1) 15 – 4 = 11, 2) 11 – 3 = 8. Ответ: 8. Интерактивное задание. Моделирование сюжетной ситуации. Учитель. Запиши решение и ответ. |
4 | 4. Целеполагание | Работа с заданием № 21 учебника. Выполнение задания лучше оформить на доске в виде таблицы. Обязательно обсудите с детьми вопрос о том, почему все взятые из коробки карандаши не могут быть только простыми, хотя для цветных карандашей такой вариант возможен. Интерактивное задание. Учитель. Запиши сколько отрезков и лучей ты видишь на рисунке. |
5 | 5.1. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 22 учебника. Важно, чтобы в процессе выполнения этого задания учащиеся увидели зависимость, которая существует между числом отметок, сделанных на доске, и числом частей, на которые эти отметки разбивают доску. Лучше всего подвести детей к нужному выводу, используя наглядность. Изобразите на доске прямоугольник. Учитель. Пусть это будет доска. Сделаем на доске одну отметку. Доска разбивается на 2 части. Сделаем на доске ещё одну отметку. Доска разбивается на 3 части. Сравним число отметок с числом частей, на которые эти отметки разбивают доску, в первом и во втором случаях и делаем вывод: число отметок на одну меньше числа частей, на которые эти отметки разбивают доску. Следовательно, чтобы распилить доску на 4 части, нужно сделать на ней три отметки, а чтобы распилить на 6 частей, нужно сделать пять отметок. Интерактивное задание. Учитель. Волк и Заяц выполнили это задание: «Начерти отрезок так, что бы он имел с лучом ОМ только одну общую точку». Рассмотрите чертежи. Кто справился с заданием? Свой ответ поясните. |
6 | 5.2. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 24 учебника. Интерактивное задание. Соедини карточки с числами, которые записаны при помощи цифр и карточки с числами, которые записаны при помощи слов. |
7 | 6.1. Первичное закрепление | Работа с заданием № 25 учебника. Решение задачи надо начинать с изображения отношения больше с помощью стрелок. Для этого обозначим буквами имена мальчиков, о которых идёт речь в задаче: М — Ми ша, В — Витя, К — Коля, С — Саша. Известно, что у Миши марок больше, чем у Вити, следовательно, проводим красную стрелку от М к В. У Коли меньше марок, чем у Вити (переформулируем: значит, у Вити больше марок, чем у Коли), следовательно, проводим красную стрелку от В к К. У Саши больше марок, чем у Миши, следовательно, проводим красную стрелку от С к М. В результате мы видим, что у Саши больше всего марок, а у Коли их меньше, чем у остальных мальчиков. У Саши больше марок, чем у Вити, а у Коли меньше, чем у Миши. Интерактивное задание. Учитель. Запиши, сколько лучей ты видишь на рисунке. |
8 | 6.2. Первичное закрепление | Работа с заданием № 26 учебника. При разборе данной задачи полезно опираться на схемы, которые составляют с опорой на условие. Учитель. Обозначим буквами имена и фамилии мальчиков: С — Саша, Ю — Юра, И — Иванов, П — Петров. В тексте задачи сказано, что Саша на 5 см выше Юры, значит, Саша выше Юры. Составляем схему, где красная стрелка обозначает слово «выше». В то же время Иванов ниже Петрова (переформулируем: значит, Петров выше Иванова). И на этой же схеме дописываем буквы фамилий мальчиков, используя также отношение «больше». Учитель. Запиши, сколько лучей ты видишь на рисунке. |
9 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 27 учебника. Учитель. Приведи примеры, подтверждающие утверждения. Интерактивное задание. Учитель. Запиши, сколько лучей ты видишь на рисунке. |