Урок 11. Художественное видение цвета предмета. Свет и цвет
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Научиться изображать с натуры собственный цвет предмета.
Задачи урока
- Закрепить знания о цвете предметов на свету и в тени.
- Познакомиться с понятиями собственного и локального цвета предметов.
- Понаблюдать, как изменяется собственный цвет предмета в зависимости от цвета окружающих предметов и освещения.
- Научиться изображать с натуры собственный цвет предмета.
- Познакомиться с музеем Оружейной палатой.
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов искусства. Анализ произведений искусства. Подведение под понятия «освещение», «светотень», «собственный и локальный цвет предмета», «язык выразительности живописи (цвет, свет, светотень)», «свойства цвета(тон, насыщенность, светлота)». Работа с текстом учебника. Изобразительная деятельность (живопись) с натуры. Работа с таблицей.
Ключевые понятия
-
Собственный и локальный цвет предмета, язык выразительности живописи (цвет, свет, светотень), свойства цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота).
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Учитель предлагает рассмотреть работу советского художника К. А. Коровина. Определить, какая погода за окном картины, аргументировать свой ответ. Прочитать высказывание художника, объяснить сказанное на примере данной картины. Задание является вхождением в тему урока |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Обучающиеся определяют источник света, сопоставляют фото и схему. Задание направлено на актуализацию знаний о свете и тени |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся отвечают на вопрос: «Влияет ли освещение на цвет предмета?» Рассматривают изображения. Определяют цвет предмета и цвет освещения на рисунках. Предполагаемый ответ учащихся: «Конус белого цвета.Освещение жёлтого, синего, красного и зелёного цветов». Задание способствует формированию знаний о свете и цвете в живописи |
4 | 4. Целеполагание | Обучающиеся рассматривают изображения в объекте и на с. 64 учебника. Определяют цвет тени и рефлекса, делают вывод: предмет меняет цвет в зависимости от цвета окружения. Задание способствует формированию знаний о цвете предметов в живописи. |
5 | 5.1. Открытие новых знаний | ОУчитель предлагает обучающимся рассмотреть этюды и определить, какой из них сделан в тёплом, а какой – в холодном освещении. Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что при тёплом освещении тень холодная, при холодном – тёплая. Задание способствует закреплению знаний о холодных и тёплых цветах и формирует знания об особенностях светотени в живописном натюрморте. |
6 | 5.2. Открытие новых знаний | Обучающиеся знакомятся с понятием «локальный цвет предметов». |
7 | 5.3. Открытие новых знаний | Обучающиеся знакомятся с понятием «локальный цвет предметов». На фото-натюрмортах с различным освещением обучающиеся выявляют локальный цвет одного из предметов (кружки) и цвет, который определяется освещением. |
8 | 5.4. Открытие новых знаний | Обучающиеся знакомятся с понятиями «собственный цвет предмета». На примере натюрмортов русского советского художника И. Э. Грабаря определяют локальные цвета фруктов и наблюдают, как цвет драпировки влияет на собственные цвета предметов. Учитель делает вывод: «Собственный цвет предмета определяется не только цветовым тоном, но и светлотой и насыщенностью». Данные задания способствуют формированию знаний о локальных и собственных цветах |
9 | 6. Первичное закрепление | Обучающиеся знакомятся с натюрмортами с сиренью советского художника. Находят общие и отличительные черты в освещении работ. Данное задание развивает внимательность, наблюдательность, способствует формированию знаний об освещении картины, локальных и собственных цветах |
10 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Обучающиеся выполняют живописные этюды нескольких предметов, одинаковых по цвету, например синей сливы, синей чашки. Определяя собственный цвет предмета, размышляют, к какому из родственных цветов он ближе: к сине-зелёному, синему, сине-фиолетовому (ультрамарину), фиолетовому. Следят за тем, чтобы цвет предметов в каждой работе был разным по оттенку и соответствовал натуре. Данное задание формирует навыки передачи собственного цвета предмета с натуры живописными материалами |
11 | 8.1. Итог урока | Обучающиеся сравнивают натюрморты советского художника. Определяют, в какой картине цвет предметов близок в локальному. Работа направлена на закрепление знаний о локальных и собственных цветах предметов |
12 | 8.2. Итог урока | Обучающиеся знакомятся с Оружейной палатой (5 класс, часть 2, с.72). |
13 | 8.3. Итог урока | Данное задание расширяет знания в области мировой художественной культуры. Данное задание даётся на домашнее выполнение. |