Урок 108. Нахождение нескольких частей числа
Закрепить умение учащихся вычислять несколько частей числа или величины с помощью действий умножения и деления, а также решать соответствующие арифметические задачи
Закреплять у учащихся знания результатов табличных случаев умножения и деления, а также сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания; умение выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100, вычислять периметр и площадь многоугольников, выполнять измерения на глаз и с помощью измерительных инструментов, работать с таблицей. Развивать у учащихся пространственные представления. Формировать у учащихся логические умения
Находить несколько частей числа или величины, в том числе в ходе решения текстовых арифметических задач. Оценивать решение арифметической задачи и обосновывать свою оценку. Находить разные способы решения задач. Называть результаты всех табличных случаев умножения и деления, а также сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания. Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в переделах 100. Вычислять периметр и площадь многоугольников разными способами. Выполнять измерения на глаз и проверять результаты с помощью измерительных инструментов. Заполнять таблицу в соответствии с условием задачи. Выбирать необходимые данные из таблицы для ответа на поставленный вопрос. Разбивать геометрическую фигуру на части и составлять фигуру из частей в соответствии с требованиями задачи. Выявлять закономерность в ряду чисел. Находить общее свойство чисел в группе. Высказывать своё предположение и проверять его с помощью вычислений или выполнения геометрических построений
-
Нахождение нескольких частей числа
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с заданием № 16 учебника. Задание выполняют способом подбора. Интерактивное задание. Запиши знаки арифметических действий, чтобы записи были верны |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 18 учебника.Это задание важно с точки зрения повторения и закрепления вывода, сформулированного учащимися ранее: чем большую часть числа мы находим, тем меньшее число получаем. Интерактивное задание. Запиши число пуговиц, которые составляют четыре пятых всех пуговиц |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Работа с заданием № 20 учебника. Если у детей возникнут затруднения с изображением фигур на клетчатом фоне, можно заменить клетчатую бумагу калькой. Интерактивное задание. Запиши число бусинок, которые составляют четыре пятых всех бус. Слабоуспевающим ученикам можно разрешить воспользоваться фишками. Сначала предложите учащимся пересчитать число бусинок на рисунке и выложить перед собой в ряд столько же фишек (т. е. 20). По условию задания надо закрасить четыре пятых от количества бусинок. Значит, сначала надо найти одну пятую часть числа всех бусинок (т. е. разбить все бусинки на 5 равных групп), а затем уже найти четыре пятых (т. е. пересчитать число бусинок в четырёх группах). Делаем вывод: надо закрасить 16 бусинок из 20 |
4 | 4. Целеполагание | Реши задачу, запиши решение и ответ. Для ответа на первые два вопроса учащиеся должны записать по два действия: 1) 40 : 8 = 5; 5 • 3 = 15; 2) 40 : 5 = 8; 8 • 2 = 16 |
5 | 5. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 5 учебника. Скорее всего, учащиеся предложат следующий способ решения задачи. Решение: 1) 24 : 8 = 3; 2) 3 • 5 = 15; 3) 24 – 15 = 9. Ответ: 15 девочек, 9 мальчиков. Важно рассмотреть и другой способ решения, который предложила Наташа. Спросите: «Сколько всего восьмых частей в числе 24?» (Восемь.) «Пять восьмых — это девочки, а сколько тогда восьмых частей приходится на мальчиков?» (8 – 5 = 3, т. е. три восьмые части.) Значит, задачу можно решить и так. Интерактивное задание. Запиши число, которое обозначает половину четырёхугольника |
6 | 6. Первичное закрепление | Работа с заданием № 6 учебника. Ученики могут рассуждать так: «За один час катер проходит 20 км. За одну четверть часа он пройдёт в 4 раза меньше, т. е. надо 20 км разделить на 4 (20 км : 4 = 5 км). Следовательно, за четверть часа катер пройдёт 5 км». Интерактивное задание. Реши задачу и впиши ответы в окошки |
7 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 22 учебника. Сколько одинаковых квадратов, не имеющих общих сторон, можно сложить из 16 спичек, если длина стороны квадрата равна одной спичке; двум спичкам; четырём спичкам?» Интерактивное задание. Вычисли и запиши ответы |