Урок 103. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз
Научить учащихся решать арифметические задачи на нахождение числа, большего или меньшего данного числа в несколько раз
Закреплять у учащихся знания результатов табличных случаев умножения и деления, а также сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания; умения выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100, конструировать и решать текстовые арифметические задачи, изображать числовой луч и точки, соответствующие определённым числам на числовом луче. Развивать у учащихся графические умения и пространственные представления. Формировать у учащихся навыки исследования задачи, логических рассуждений
Правильно выбирать арифметическое действие (умножение или деление) для решения задач на нахождение числа, большего или меньшего данного числа в несколько раз. Называть результаты всех табличных случаев умножения и деления, а также сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания. Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в переделах 100. Осуществлять взаимоконтроль правильности вычислений. Конструировать новую арифметическую задачу, изменяя вопрос данной задачи. Определять арифметические действия для решения разнообразных текстовых задач. Строить числовой луч с заданным единичным отрезком. Изображать числа точками на числовом луче. Выполнять построение фигур с помощью чертёжных инструментов. Находить на чертеже пересечение фигур. Описывать геометрическую фигуру. Определять, является ли прямая осью симметрии фигуры. Выполнять исследование задачи (в частности, находить лишние данные в её тексте). Высказывать предположение и доказывать его с помощью приведения подтверждающих примеров
-
Нахождение числа, большего или меньшего данного числа в несколько раз
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Задания, предложенные на данном этапе урока, способствуют переходу младшего школьника в плоскость учебной деятельности. Учителю необходимо выработать на личностно-значимом уровне у учащихся внутреннюю готовность к выполнению требований учебной деятельности. Интерактивное задание. При помощи фишек изобрази столько слив, чтобы их было в 3 раза меньше, чем яблок |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Задания, предложенные на данном этапе урока, помогают учителю активизировать у учащихся опыт работы с известным материалом, активировать багаж имеющихся знаний, необходимых для изучения новой темы. Интерактивное задание. При помощи карточек с числами запиши, во сколько раз одно число больше или меньше другого |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | На данном этапе урока учителю необходимо обеспечить работу с системой заданий, позволяющих учащимся начальной школы сформулировать вопрос для исследования или темы урока, организовать «открытие» нового знания самими учащимися. Интерактивное задание. При помощи карточек с числами запиши результаты вычислений |
4 | 4. Целеполагание | Задания, предложенные на данном этапе урока, позволяют учителю на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, организовать их самостоятельную учебную деятельность на уроке. Интерактивное задание. При помощи карточек с числами запиши результаты вычислений |
5 | 5. Открытие новых знаний | Задания, предложенные на данном этапе урока, обеспечивают возможность построения учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении учебных задач такого типа. Работа с заданием № 4 учебника. Сначала разберите задачу устно фронтально: «Так как ручка в 3 раза дороже карандаша, то сколько карандашей можно купить вместо одной ручки? (3.) А как узнать, сколько будут стоить эти карандаши? (2 рубля умножить на 3.) Сколько это рублей? (6 рублей.)». Далее можно рассмотреть решение этой же задачи, заранее приготовленное на доске (пояснения к каждому действию появляются по ходу обсуждения способа решения). Решение: 1) 2 • 3 = 6; 6 р. — столько рублей будет стоить одна ручка или карандаши, которые можно купить вместо одной ручки. 2) 6 : 2 = 3; 3 к. — столько карандашей можно купить вместо одной ручки. Ответ: 3 карандаша, 6 р. В заключение проведите сравнение способов решения задачи (полученного в ходе устной работы и записанного на доске). Интерактивное задание. При помощи фишек изобрази столько кругов, чтобы их было в 2 раза меньше, чем квадратов |
6 | 6. Первичное закрепление | На данном этапе вниманию учеников предлагается несколько типовых задач по новой теме. Младшие школьники (индивидуально, в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному правилу (алгоритму), объясняя и аргументируя свои действия. Работа с заданием № 7 учебника. Если у учащихся возникнут затруднения при ответе на вопрос задачи, посоветуйте им изобразить схему. Изобразив схему, дети увидят, что больше всего было саженцев смородины, а меньше всего — малины. Затем попросите учеников высказать предположение о том, во сколько раз смородины было больше, чем малины. Вероятнее всего, будут два мнения: одни скажут, что в 2 раза, а другие — что в 4 раза. Предложите детям проверить эти предположения на конкретных примерах. Пример 1. Пусть смородины было 16 кустов, тогда крыжовника было 8 кустов (16 : 2), а малины — 4 куста (8 : 2). В этом случае кустов смородины будет в 4 раза больше, чем малины (16 : 4 = 4). Пример 2. Пусть смородины было 12 кустов, тогда крыжовника было 6 кустов (12 : 2), а малины — 3 куста (6 : 2). В этом случае кустов смородины тоже будет в 4 раза больше, чем малины (12 : 3 = 4). Рассматривая конкретные примеры, мы в обоих случаях получили, что смородины было в 4 раза больше, чем малины. Случайно ли это? Конечно нет. Интерактивное задание. При помощи фишек изобрази столько кругов, чтобы их было в 2 раза меньше, чем квадратов |