Урок 100. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз
Научить учащихся решать арифметические задачи на нахождение числа, большего или меньшего данного числа в несколько раз
Закреплять у учащихся знания результатов табличных случаев умножения и деления, а также сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания; умения выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100, конструировать и решать текстовые арифметические задачи, изображать числовой луч и точки, соответствующие определённым числам на числовом луче. Развивать у учащихся графические умения и пространственные представления. Формировать у учащихся навыки исследования задачи, логических рассуждений
Правильно выбирать арифметическое действие (умножение или деление) для решения задач на нахождение числа, большего или меньшего данного числа в несколько раз. Называть результаты всех табличных случаев умножения и деления, а также сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания. Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в переделах 100. Осуществлять взаимоконтроль правильности вычислений. Конструировать новую арифметическую задачу, изменяя вопрос данной задачи. Определять арифметические действия для решения разнообразных текстовых задач. Строить числовой луч с заданным единичным отрезком. Изображать числа точками на числовом луче. Выполнять построение фигур с помощью чертёжных инструментов. Находить на чертеже пересечение фигур. Описывать геометрическую фигуру. Определять, является ли прямая осью симметрии фигуры. Выполнять исследование задачи (в частности, находить лишние данные в её тексте). Высказывать предположение и доказывать его с помощью приведения подтверждающих примеров
-
Нахождение числа, большего или меньшего данного числа в несколько раз
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Задания, предложенные на данном этапе урока, способствуют переходу младшего школьника в плоскость учебной деятельности. Учителю необходимо выработать на личностно-значимом уровне у учащихся внутреннюю готовность к выполнению требований учебной деятельности. Интерактивное задание. При помощи карточек с числами запиши результаты вычислений |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Задания, предложенные на данном этапе урока, помогают учителю активизировать у учащихся опыт работы с известным материалом, активировать багаж имеющихся знаний, необходимых для изучения новой темы. Интерактивное задание. При помощи карточек с числами запиши результаты вычислений |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | На данном этапе урока учителю необходимо обеспечить работу с системой заданий, позволяющих учащимся начальной школы сформулировать вопрос для исследования или темы урока, организовать «открытие» нового знания самими учащимися. Интерактивное задание. Выбери карточки со знаками математических действий и запиши, какое действие надо выполнить |
4 | 4.1. Целеполагание | Задания, предложенные на данном этапе урока, позволяют учителю на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, организовать их самостоятельную учебную деятельность на уроке. Анимация. Просмотреть анимацию и проанализировать алгоритм нахождения числа, большего или меньшего данного числа в несколько раз. |
5 | 4. Целеполагание | Просмотреть анимацию и проанализировать алгоритм нахождения числа, большего или меньшего данного числа в несколько раз |
6 | 5. Открытие новых знаний | Задания, предложенные на данном этапе урока, обеспечивают возможность построения учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении учебных задач такого типа. Работа с заданием № 1 учебника. Комментарии учителя могут быть такими: «Сколько помидоров лежит на столе? (4.) Выложим перед собой в ряд столько жёлтых фишек, сколько помидоров лежит на столе. Что нам известно об огурцах? (Их в 2 раза больше, чем помидоров.) Что это значит? (Огурцов 2 раза по столько, сколько помидоров.) Выложим столько красных фишек, сколько огурцов на столе. Как это сделать? (Надо выложить 2 раза по столько красных фишек, сколько жёлтых фишек на столе.) Какое действие надо выполнить, чтобы найти число огурцов на столе? (4 умножить на 2.) Запишем решение задачи в тетрадь». Решение: 4 • 2 = 8. Ответ: 8. Интерактивное задание. Увеличь числа 1, 2, 3, 4, 5 в 5 раз и запиши результаты вычислений при помощи карточек с числами |
7 | 6. Первичное закрепление | На данном этапе вниманию учеников предлагается несколько типовых задач по новой теме. Младшие школьники (индивидуально, в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному правилу (алгоритму), объясняя и аргументируя свои действия. Работа с заданием № 9 учебника. Интерактивное задание. Выполни действия и запиши ответы при помощи карточек с числами |
8 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по новому правилу (алгоритму). Задания, предложенные на данном этапе урока, способствуют фиксации полученных знаний, позволяют рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного. Работа с заданием № 15 учебника. Поработайте с текстом задачи: выясните, что есть данное, которое не используется при решении (это число пакетов кофе). Попросите учащихся придумать несколько вопросов к условию задачи так, чтобы в ходе решения использовались все данные. (Например: «Какова цена одного пакета кофе?», «Сколько надо заплатить за одну банку кофе и один пакет кофе?» и др.) Разберите несколько задач, которые придумают ученики. Интерактивное задание. Запиши при помощи карточек с числами, во сколько раз треугольников больше, чем кругов |