Урок 10. Законы движения планет Солнечной системы
Разработки уроков (конспекты уроков)
Среднее общее образование
Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (10-11)
Астрономия
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Изучить законы движения небесных тел и методы их открытия.
Задачи урока
- Познакомиться с эмпирическим способом научного исследования Кеплера; охарактеризовать эллипс, его свойства, физические особенности эллиптических орбит небесных тел; изучить законы Кеплера.
Виды деятельности
-
Строить логичные устные высказывания; исследовать логику научного рассуждения и вывод закона на основе эмпирических данных; выполнять логические операции – анализ, обобщение; организовывать самостоятельную познавательную деятельность, осуществлять рефлексию познавательной деятельности.
Ключевые понятия
-
Эллипс, радиус-вектор планеты, законы Кеплера, большая полуось, перигелий, афелий, астрономическая единица, фокус эллипса.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к деятельности | В ходе беседы акцентируется внимание на данных для запуска космических аппаратов, зондов, расчете их траектории и т. д. |
2 | 2.1 Актуализация опыта и предшествующих знаний | Условие каждой задачи первоначально подробно обсуждается на уровне содержания, уточняются значения использованных понятий. В ходе фронтального решения задач акцентируется внимание на подробном разборе методики их решения. |
3 | 2.2 Актуализация опыта и предшествующих знаний | В ходе обсуждения высказываний акцентируется внимание на значимости научных теорий. Важно подвести учащихся к мысли о невозможности быстрого получения практических выгод при теоретических научных исследованиях, априорной ценности науки и научных знаний. |
4 | 3. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | Учащиеся высказывают собственное мнение, комментируя фразу В. И. Вернадского. В беседе под руководством учителя делают вывод о необходимости формулировок законов и закономерностей для научной теории. |
5 | 4.1 Открытие нового знания учащимися | Учащиеся знакомятся с представленными на экране рассуждениями И. Кеплера и характеризуют их в соответствии с планом. |
6 | 4.2 Открытие нового знания учащимися | Учащиеся, используя рисунок, анализируют способ построения эллипса. Вводятся его элементы — малая полуось, большая полуось, а также характеристика — эксцентриситет. Рассматривается частный случай эллипса — окружность. Рассматривается понятие «астрономическая единица». |
7 | 4.3 Открытие нового знания учащимися | Используя анимацию «Законы Кеплера», анализируют законы в порядке их открытия — второй, первый, третий. В процессе анализа необходимо пояснить, что первые два закона рассматривают движение планет в отдельности, третий закон позволил решить задачу движения двух тел. Вводятся понятия «перигелий» и «афелий». |
8 | 4.4 Открытие нового знания учащимися | Учащиеся заносят в таблицу формулировки законов, дополняя их графической интерпретацией. По результатам выполнения задания учитель организует обсуждение. |
9 | 4.5 Открытие нового знания учащимися | Учитель, используя пример решения задачи, представленный на экране, совместно с учащимися разбирает алгоритм ее решения. |
10 | 5.1 Включение нового знания в систему | Учитель организует фронтальное обсуждение вопросов, направленных на выявление границ применимости законов Кеплера. В беседе учащиеся приходят к выводу о применимости законов для описания движения планет, естественных и искусственных спутников, малых тел, звезд в двойных системах. Однако законы Кеплера не содержат объяснения причин движения небесных тел с точки зрения действующих сил. |
11 | 5.2 Включение нового знания в систему | При обсуждении значения законов Кеплера учитель напоминает высказывание В. И. Вернадского. Демонстрируя изображения, учитель подчеркивает, что: 1) открытие законов способствовало утверждению гелиоцентризма; 2) впервые эмпирические данные использовались при теоретическом поиске; 3) было преодолено умозрительное видение орбит небесных тел как круговых; 4) законы позволили ввести понятие астрономической единицы как основы для вычисления различных астрономических расстояний в Солнечной системе; 5) появилась возможность открытия небесных тел, исходя из теоретического расчета возможных орбит. |
12 | 5.3 Включение нового знания в систему | Учитель сопровождает процесс самостоятельного решения задач. |
13 | 6. Рефлексия деятельности | В ходе обсуждения ответов на рефлексивные вопросы необходимо акцентировать внимание на значимости законов Кеплера для последующих теоретических и практических открытий. |
14 | 7. Домашнее задание |