Урок 10. Тема «Произведения фольклора». Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословица. Дополнительное чтение. Песенки, заклички, небылицы, пословицы, поговорки
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Познакомить с фольклорными произведениями;
- дать понятие о загадке, шутке, потешке, считалке, былине, народной песне как жанрах фольклора;
- обучать самостоятельному чтению на уроке;
- формировать навык чтения молча (про себя);
- отрабатывать навык выразительного чтения.
Виды деятельности
-
Сравнивать произведения фольклора и указывать их особенности (структура, форма, цель);
сравнивать произведения по жанрам и темам;
самостоятельно читать текст молча;
правильно называть произведения.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, малые жанры фольклора
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: литературоведческий диктант | – Сегодня начнём наш урок с литературоведческого диктанта и вспомним жанры фольклора. – Учитель диктует слова: сказка, былина, песня, загадка, пословица. – Ученики записывают слова под диктовку, а затем осуществляется самопроверка. Затем происходит оценка своей работы. – Приведите примеры произведений записанных жанров устного народного творчества. |
2 | 2. Выявление читательского опыта: проверка домашнего задания | – Вспомним былину «Три поездки Ильи Муромца». Проверка домашнего задания, пересказ одной части или всей былины по плану. – Рассказ об Илье Муромце. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Познакомимся с небольшими, как говорят, малыми жанрами фольклора. И первое произведение, которое мы прочитаем — это шутки или прибаутки. – Прочитайте самостоятельно. – Объясните заголовок. Обратите внимание, как построен текст. Докажите, что это диалог. – Как нужно читать этот диалог? – Прочитайте рубрику «Обрати внимание». – Интерактивное задание. – Прочитайте шутки по ролям. – Какие черты характера высмеивают шутки? |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Познакомимся со следующим жанром. Это считалка. Прочитайте её. – Какие считалки вы знаете? – Для чего необходимы считалки? – Прочитайте рубрику «Обрати внимание». – Интерактивное задание. – Прочитайте считалки. Обратите внимание, как они построены. – Попробуйте самостоятельно придумать считалку по её началу. (Задание выполняется в группах.) |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Ещё одно небольшое весёлое произведение устного народного творчества — это потешка. – Прочитайте её в учебнике. – Как вы будете читать потешку? Объясните почему. – Вспомните, что такое рифма. – Прочитайте рубрику «Обрати внимание». – Интерактивное задание. – Прочитайте. Найдите рифмы. |
6 | 6. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – А теперь вспомним пословицы, которые также являются жанром фольклора. – Прочитайте пословицы на разные темы. – Работа с рубрикой «Обрати внимание». – Интерактивное задание. |
7 | 7. Обобщение изученного | – Прочитайте и определите жанр устного народного творчества. |
8 | 8. Рекомендации для самостоятельной работы дома | – Выполните задания в тетради. – Выучите 2–3 произведения малых жанров фольклора. – Найдите и рассмотрите книгу с произведениями фольклора. |