Урок 10. Повесть «Бедная Лиза». Образы героев и идея произведение. Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Анализ и обсуждение повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Задачи урока
- Анализировать повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», рассмотреть образы героев, определить идею произведения. Выявить особенности, присущие литературному направлению сентиментализм в повести Карамзина.
Виды деятельности
-
Выполнение интерактивных заданий, обсуждение текста, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, лекция
Ключевые понятия
-
Сентиментализм, герои, характер, параллелизм, пейзаж, портрет, эпитет, метафора
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап. Проверка домашнего задания | Учащиеся отвечают на вопросы, заданные на дом. |
2 | 2. Этап повторения пройденного материала | Фронтальная беседа по вопросам рубрики «Решаем читательские задачи» (стр. 98) с опорой на выполнение интерактивных заданий объекта. Вопросы по содержанию: (узнать персонажа по реплике) 1. – Как познакомились Лиза и Эраст? 2. – Почему Лиза так потянулась к Эрасту? 3. – Чем Лиза привлекла Эраста? 4. – Какие планы строили Лиза и Эраст и почему они не сбылись? 5. – Что рассказчик считает «самым опасным искушением любви»? 6. – Кроме покупателей, Лиза общается только с одним человеком — со своей матерью. Видит ли та слабого и ненадёжного человека в Эрасте или же, будучи наивной, ни о чём не подозревает? Полагает ли она, что он — хороший жених для Лизы? 7. – Почему Лиза не вышла замуж за сына богатого крестьянина, сватавшегося к ней? 8. – Из-за чего Эраст просил Лизу не рассказывать об их отношениях матери? 9. – В русской литературе любимые авторами герои никогда не бывают меркантильными, жадными. Вписывается ли в эту традицию Лиза? Как отнеслась Лиза к предложенным Эрастом деньгам: приняла или отказалась от них? – Каким показан в повести Эраст — слабым, ветреным, вероломным, искренним, увлекающимся? Может быть, одного эпитета мало? Значит ли это, что писатель создал по-своему сложный образ, который невозможно описать одним-двумя словами? |
3 | 3. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Фронтальная беседа по вопросам рубрики «Литературная мастерская» (стр. 98) с опорой на выполнение интерактивных заданий объекта. Учащиеся должны вспомнить, какими характерными чертами отличается стиль сентиментализм и, отвечая на вопросы, выявить черты сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». – Какую роль играет в повести случайность? Имеет она какое-либо значение или же, напротив, судьбы героев находятся в руках автора? – Что выражают пейзажи в повести — эмоции автора или мысли и предчувствия героев? – Какие художественные приёмы использует авор повести? – Предвестием каких событий стала гроза во время свидания Лизы и Эраста? (Как называется соответствие состояния природы чувствам и переживаниям персонажа?) – Что стало причиной разрыва Эраста с Лизой? – Какие события оказываются роковыми для Лизы? Почему Карамзин называет её «бедной»? – Почему любовь Лизы и Эраста оказалась несчастной? – Могла ли эта история закончиться иначе? От частных наблюдений над образами героев, художественными приемами и стилем автора учащиеся должны прийти к выводу об особенностях сентиментализма в повести Н. М. Карамзина. |
4 | 4. Информация о домашнем задании | Послушайте высказывания о Н. М. Карамзине и подумайте над тем, как вы их понимаете, согласны вы или не согласны с мнениями критика и литературоведа. |